Хорошие дороги помогают экономике и социальному самочувствию
На прошлой неделе на заседании областного правительства подводились итоги дорожных работ в регионе и ставились задачи на 2024 год. Губернатор утвердил план по ремонту региональных, межмуниципальных и местных дорог Верхневолжья, в который включено свыше 460 объектов.
Дороги, необходимые и достаточные
Дорожный вопрос относится к числу государственных приоритетов, что подтверждает наличие национального проекта «Безопасные качественные дороги». Более того, около двух лет назад на совещании по вопросам дорожного строительства Президент России потребовал за 5 лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети дорог страны, включая и местные. Поставленная задача включает строительство и реконструкцию порядка 4 тысяч километров автомагистралей.
На прошедшем 9 апреля заседании правительства Верхневолжья губернатор Игорь Руденя ретранслировал уточненный государственный план. Региональные и муниципальные дороги остаются в центре внимания. При этом поставлена задача в ближайшие 6 лет построить не менее 50 обходов городов.
— Это востребовано нашими гражданами, экономикой, важно для развития территорий, – подчеркнул Игорь Руденя. – В число таких проектов включен обход города Торжка, создание которого было поддержано президентом во время визита в наш регион. Важно держать на контроле реализацию проекта. Это один из городов, который требует разгрузки исторического центра.
Областной руководитель сообщил, что Тверская область успешно выполняет задачи национального проекта «Безопасные качественные дороги». За время его действия начиная с 2018 года на территории Верхневолжья отремонтировано 2800 километров региональных и муниципальных дорог. В нормативное состояние приведено почти 83% опорной сети, в которую входит 1008 километров трасс. По этому показателю Тверская область закрепилась в пятерке лидеров в ЦФО и, можно сказать, перевыполнила президентский наказ.
Приоритеты в дорожной сфере региона из года в год демонстрируют завидное постоянство. Качественные дороги должны в первую очередь вести к объектам, важным для жителей Верхневолжья. Это производственные площадки в муниципалитетах, туристско-экскурсионные маршруты, трассы, обеспечивающие доступность учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты населения.
— Важно, что это и учреждения здравоохранения, и школьные плацы, и турмаршруты. Это показывает, что правительство области работает в направлении комплексного социально-экономического развития области, – прокомментировал приглашенный эксперт, декан дорожно-строительного факультета Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Владимир Надеждин.
Улучшение сообщения даст импульс появлению новых производственных объектов на территории региона, имеющего отличную транспортную доступность. Современные дороги к инвестиционным и туристическим точкам привлекут новые инвестиции, что неизбежно даст увеличение спроса на рабочую силу и рост заработной платы. Дополнительные поступления от появившихся хозяйствующих субъектов позволят направить больше средств на социальные нужды. Комплекс мер по ремонту и реконструкции дорог региона, реализация которых приведет к мобильной доступности всех муниципальных округов нашего края, принесет туда новые производства, рабочие места, потребительские товары. Таким образом, Правительство Тверской области создает базу устойчивого социально-экономического развития региона на ближайшие годы.
Больше дорог – больше драйва. Экономического
Наблюдатели отмечают, что за последние годы Тверская область сделала шаг от уровня дорожных работ, устаревшего еще в предыдущем веке, к новому современному дорожному строительству. Эта отрасль перестала быть статьей бюджета, лишь регулярно поглощающей деньги, и смогла продемонстрировать видимую отдачу от вложений, облегчив движение по дорогам и тротуарам. Тверитяне смогли убедиться, что за потраченные деньги можно получить качественную транспортную сеть, а не чинить каждый год один и тот же участок. Нагляднее всего это показал ремонт основных магистралей областного центра, сделанный с помощью асфальта на мастичной основе еще в 2017 году. И надо же – покрытие еще держится! В этом кардинальное отличие подходов к решению дорожного вопроса, когда во главе угла стоят интересы социума, а не кормящихся около власти халтурщиков.
Кроме того, хорошие дороги – это еще и драйвер экономического роста: существует прямая взаимосвязь между качеством транспортных магистралей и валовым продуктом конкретного региона. Чем ровнее асфальт, тем меньше износа и поломок машин, ниже себестоимость конечной продукции и выше прибыль. В общем, инфраструктура решает все.
В 2024 году прирост транспортной инфраструктуры Верхневолжья ожидается за счет дальнейшей реализации масштабных инфраструктурных проектов. В их числе строительство Западного моста, транспортной хорды между федеральными трассами М-10, М-9 и М-11. Намечаются и работы по вылетным магистралям из Твери: в направлениях на Санкт-Петербург и Кимры, а также въезда в Ржев.
Продолжатся в нынешнем году и работы на 16 переходящих объектах, ремонт которых уже начат. В этот перечень включены участки востребованных направлений Сергиев Посад – Калязин, Западная Двина – Жарковский, Талдом – Нерль.
В свое время Игорь Руденя делал акцент на обустройстве качественных подъездов к районным больницам и поликлиникам, чтобы и машины «скорой помощи» могли без помех проехать по прилегающей территории, и пешим пациентам было удобно подойти. В нынешнем году подобное благоустройство затронет 8 участков возле Торопецкой, Кимрской, Краснохолмской, Андреапольской ЦРБ и нескольких учреждений здравоохранения Твери. Кроме того, имеются проекты по капитальному ремонту дорог возле крупных медучреждений – областной клинической больницы и Бежецкой ЦРБ. Эти работы будут осуществлены в 2024-2025 годах.
Наконец, в программу ремонта региональных дорог включены 22 новых пункта. В частности, это трассы, ведущие к инвестиционным площадкам и достопримечательностям Тверской области: Кашин – Власьево и Торжок – Берново – Старица.
Зима. Приема нет
Особое внимание уделено приведению в нормативное состояние дорог, улиц, мостовых сооружений в муниципалитетах. По итогам заседания областного правительства Игорь Руденя ограничился скупой репликой, что часть муниципалитетов не справилась с поставленными задачами.
— Причины этого будем разбирать более детально, а также проводить работу по ускорению и увеличению объемов дорожных работ в этих муниципальных образованиях, — предупредил коллег областной руководитель.
В программу предстоящих дорожных работ на местной сети вошло почти 400 объектов. В том числе предусмотрен ремонт 60 территорий возле школ и 65 дворов. Губернатор отдельно анонсировал изменение порядка благоустройства дворов, к чему всегда очень придирчиво относятся местные жители.
— Эти работы лучше поручать небольшим компаниям, так как крупным такие объемы неинтересны. Таким образом, выпадает хорошая возможность для развития малого и среднего бизнеса. Но это надо делать синхронно с коммунальщиками, когда те проводят гидравлические испытания трубопроводов перед началом отопительного сезона. Недопустимы случаи, когда отремонтированный двор заново перекапывают и меняют трубы. Поэтому сначала должна проводиться замена коммуникаций, а уже потом малый бизнес при господдержке пусть приходит и благоустраивает дворовые территории, — предложил новую схему глава региона.
Игорь Руденя рассказал, как исполнительная власть оценивает итоги 2023 года: в общем и целом программа дорожного ремонта выполнена в большом объеме.
— Есть незначительное невыполнение кассового плана, но это не означает невыполнения дорожных работ. Просто дорожники несвоевременно представили документы по проделанным объемам, – пояснил он.
Кроме того, некоторая часть работ была выполнена с нарушением сроков, и, когда пришла пора осуществлять их приемку, все уже было укрыто снегом. А вслепую проводить приемку объектов невозможно. Также, несмотря на сдвижку федерального финансирования, принято решение по ключевым объектам, в том числе по Западному мосту, завершить эти объекты в ранее заявленные сроки. Потому что, напомнил губернатор, затяжка в реализации этих объектов лишь приведет к их удорожанию.
С учетом вышесказанного, обозначил глава области, работы на всех объектах в текущем году необходимо начать сразу же после установления стабильной благоприятной погоды и завершить до наступления холодов. При этом объекты возле учреждений образования должны быть отремонтированы до начала учебного года.
Не оставил без внимания губернатор и жалобы населения на большегрузные фуры, регулярно весной и осенью разбивающие и без того некрепкие местные дороги. Для их сохранности областная власть принимает решение ограничить движение большегрузов по населенным пунктам и проселочным дорогам в марте-апреле и осенние месяцы. Важно также, чтобы и перевозчики соблюдали режим нагрузки на ось, а не стремились за один раз перевезти побольше груза, отметил Игорь Руденя.
Апрель. Достать асфальт – и в слякоть?
А тем временем на дорожных объектах Верхневолжья идет подготовка к ремонтной кампании-2024. Она охватит и объекты нацпроекта «Безопасные качественные дороги». По справедливому мнению губернатора, качественная подготовка к ремонту трасс позволит обеспечить своевременное начало и выполнение работ.
В эти дни подрядные организации подвозят необходимые стройматериалы к площадкам ремонта. Эти материалы проходят проверку в строительной лаборатории дирекции территориального дорожного фонда Тверской области на соответствие требованиям ГОСТ.
В этом году погода преподнесла сюрприз и заставила думать, что в начале апреля уже наступил май. Но это, конечно же, не так. Уровень грунтовых вод по-весеннему высок, и в сочетании с настоящей апрельской грозой это привело к подмыву разлившимся ручьем свежей насыпи автодороги Глазково – Мухино в районе деревни Жорновки. А ведь это единственный путь в Тверь для жителей целого Михайловского сельского поселения, и перед ними замаячила вынужденная перспектива добираться до города в объезд через Кулицкую. Удивительнее всего, что эту местную дорогу ударными темпами в зимнее время построили над «северным объездом» Твери те самые федеральные дорожники, что прокладывали и саму скоростную М-11. Неоднократно заявлялось, что при строительстве используются инновационные отечественные материалы и технологии. Так что не предусмотреть размыв насыпи выглядит на этом фоне какой-то школьной ошибкой. Впрочем, за считанные дни мастера дорожных дел справились с последствиями дождя. Подождем теперь настоящих майских гроз, чтобы оценить качество ремонта.
Вестниками начала дорожно-ремонтного сезона в Тверской области можно назвать расчистку полос отвода от деревьев и кустарника, которая уже ведется на участке Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка в Калининском округе. На подъезде к промзоне «Боровлево-2» начато устройство тротуара. В Фировском округе строительство транспортной хорды находится на стадии устройства земляного полотна и укладки водопропускных труб.
Завершен последний этап надвижки пролетного строения моста через Волгу протяженностью 738 метров. Это самый крупный и технически сложный элемент «северного объезда» Твери, расположенный по течению ниже города.
А еще в Тверской области завершается подготовка к запуску асфальтобетонных заводов. Хочется верить, что дорожники дождутся настоящего майского тепла, просушки дорожной основы и не ударят свежим асфальтом в грязь.