Какие школьные активности «сверх плана» государство финансирует в Тверской области

Какие школьные активности «сверх плана» государство финансирует в Тверской области Новости Твери

Конец лета – пора традиционных августовских педсоветов. Они проходят и в отдельных школах, и на уровне регионов. Состоялась такая конференция педагогов и в Твери. В открытом разговоре с учителями о целях и задачах отечественного образования на современном этапе принял участие губернатор Игорь Руденя.

Хочется дать детям лучшее

Глава региона в присутствии многочисленных коллег поздравил лучших представителей профессии. Так, звание «Почетный работник сферы образования РФ» присвоено преподавателю хоровой школы из Конаково Юлии Грязновой и воспитателю Тверской школы-интерната №2 Светлане Халяпиной. Благодарность губернатора получили «Преподаватель года-2023» мастер производственного обучения Западнодвинского технологического колледжа Евгений Арефьев и «Учитель года» из школы №17 Твери Александра Маматкова.

На территории Верхневолжья этой осенью звонок на урок прозвенит более чем для 142 тысяч детей. Каждый из них, убежден Игорь Руденя, должен получить возможность учиться в современных условиях. Ради этого в 2023 году в полтора раза по сравнению с 2022-м увеличено количество детских садов и школ – участников региональной программы укрепления материально-технической базы. Работы завершены в 80 из них, еще 15 зданий школ включено в федеральную программу комплексной модернизации.

А уже на следующий день областной руководитель провел заседание президиума правительства региона. В повестку вошли и вопросы строительства объектов образования. Как это происходит на практике, Игорь Руденя посмотрел в ходе инспекционной поездки по Твери и Калининскому муниципальному округу. В маршрут губернатора вошли и школы, участвующие в федеральной программе модернизации. Она включает комплексный ремонт инженерных сетей, кровель, фасадов, внутренних помещений, приобретение оборудования и другие направления.

В ходе инспекции глава региона поручил повысить комфорт и безопасность учащихся. Это означает, в частности, ремонт асфальта на пришкольных территориях. Для их благоустройства объявлена соответствующая трехлетняя программа, которая охватит школы и детсады во всех муниципалитетах. Также в 2023 году в 37 детских садах и 39 школах по региональным программам проведены капитальные ремонты фасадов, кровель, замена оконных блоков, мероприятия по обеспечению комплексной безопасности. На прилегающих участках устанавливаются уличные игровые комплексы.

— Хотим поблагодарить президента и правительство страны, которые предоставили возможность дать новую жизнь нашим таким хорошим, советским зданиям школ с профессиональным преподавательским составом. Это уже современная школьная среда. Кабинеты, оборудование, дизайн помещений – все соответствует духу времени. Конечно, хочется дать нашим детям все самое лучшее, – оценил ход модернизации школ Игорь Руденя.

— Это, можно сказать, другая школа, совершенно иной дизайн, в обсуждении которого принимали участие и сами школьники. Очень интересно будет посмотреть на их реакцию, когда они все это увидят, — поделилась ощущениями от реновации своего учебного заведения директор тверской школы №17 Ирина Орлова.

ППШИ – школа хозяина

Но не только программа модернизации школ позволяет дать новую жизнь с новыми перспективами учреждениям образования Верхневолжья. Когда дети видят старания взрослых сделать для их учебы условия комфортнее, то и сами становятся сотворцами обновления. Так, полтора года назад из уст вышневолоцкой школьницы Марии Козляковой прозвучало предложение к губернатору внедрить детский аналог взрослой Программы поддержки местных инициатив, чтобы посильное участие могло принимать и подрастающее поколение.

Подал идею – выполняй! Вышневолоцкий городской округ и стал пилотной территорией для Программы поддержки школьных инициатив. Первые три проекта за масштабностью не гнались. Была расписана в традиционном русском стиле школьная столовая. Идеи ребят по обустройству образовательных учреждений и пришкольных территорий были воплощены в гимназии №2, школе в поселке Горняк, школе №19. Это заложило основу большой работы, в первую очередь нормативной.

Уже в следующем 2022 году в ППШИ вошли 24 городских и муниципальных округа Тверской области. Воплотить в жизнь получилось 40 идей, рожденных учащимися. Это и химическая лаборатория, и теплица, и «Библиотека нашей мечты», и фотостудия, и автодром, а также другие инициативы по благоустройству школьного пространства.

Заслуга власти в том, что программу сумели правильно подать, разъяснить и заинтересовать «выгодоприобретателей». Так, администрация Краснохолмской школы №1 предложила ученикам представить свои самые неожиданные и смелые идеи по обустройству школьной среды. И ребята настолько прониклись идеей, что подготовили сразу 11 проектов, из которых школьный инициативный совет отобрал семь. В это число попали: «Литературная гостиная», «Одежда для сцены», «С песней по жизни», «Лаундж-зона – эффективный отдых», «Актовый зал – центр притяжения», «Дети – безопасность – дорога», «Кидалки-обучалки».

К тому моменту уже был подготовлен документ, регламентировавший, что школьные инициативы могут быть направлены на усовершенствование школьного пространства и улучшение образовательного процесса. Критериями отбора проектов были обозначены их инновационность и уникальность, актуальность и социальная значимость, проработанность, качество презентационных материалов, информационное освещение, а также соответствие проекта стратегическим направлениям развития образования в регионе.

— Целью программы является не только реализация важных проектов, но и формирование у подрастающего поколения со школьной скамьи основ грамотного и ответственного финансового поведения, вовлечение учащихся в решение вопросов жизни школы, – подчеркнул Игорь Руденя. По мнению губернатора, благоустраивая школу своими руками, дети и относятся к ней по-хозяйски.

В 2023 году участниками ППШИ стали 40 муниципалитетов региона, от которых заявлено 57 проектов. Меньше чем за два года рост с 3 до 57 – очень неплохая динамика. Сейчас завершено 40 из них, по оставшимся идет приемка и согласование документации.

В числе реализованных – кабинет кулинарии в Рамешковской средней школе, медиастудии в Ново-Ямской школе Старицкого округа и в Великооктябрьской школе Фировского округа, «Аллея памяти» в Большекошинской школе Селижаровского округа. В Кушалинской школе Рамешковского округа и средней школе ЗАТО Солнечный приобретены сценические костюмы для театральных студий. В школе №1 города Зубцова модернизирован кабинет технологии. Учащиеся Краснохолмской школы №2 решили создать Центр творческих инициатив, а в Удомельской гимназии №3 обустроена комфортная и безопасная образовательная среда с игровыми пространствами. Областной руководитель поручил рассмотреть вопрос о расширении финансирования проектов в муниципалитетах, чтобы предоставить местным школьникам возможность воплощать в жизнь более масштабные инициативы.

Опыт Верхневолжья стал хорошей иллюстрацией к словам главы государства о том, что готовность брать на себя ответственность за свою страну, за себя и за близких людей закладывается с детских лет, в семье и школе.

Этическая сила

Размышляя о развитии образовательной сферы, неизбежно приходишь к выводу о торжестве диалектического принципа единства формы и содержания этого процесса. Если форма здесь – это отремонтированные школы, классы, мастерские, то содержание наполняется учебными и внеклассными программами. К последним можно отнести многочисленные формы активности, способствующие самовыражению и более полному раскрытию способностей учеников и поддерживающие в должном профессиональном тонусе педагогов.

Позитивный пример далеко искать не приходится. В 2020 году одной из региональных площадок «Российского движения детей и молодежи», сегодня известного как «Движение первых», стала тверская школа №34. В этой школе создано первичное отделение молодежной организации, активно включившееся в ее конкурсы и проекты. Так, в том же 2020 году, впервые приняв участие в проекте «Российское движение школьников – территория самоуправления», 34-я школа сразу выбилась в победители регионального этапа. Тогда же участие в конкурсе «Я познаю Россию» принесло диплом 2-й степени на всероссийском уровне. Куратором той успешной команды была ученица 11 класса Ольга Клюева, которая теперь трудится в родной школе учителем.

Директор тверской школы №34 Вера Панкова рассказала «МК в Твери», что выбор задачи в социальном проектировании всегда идет от проблем, которые наиболее остро стоят в обществе. И если сегодня на гребне волны экологическое волонтерство среди школьников, то в 2020-2021 годах наиболее острой оказалась проблема… нет, не коронавируса, а профилактики детского буллинга и кибербуллинга. Или, выражаясь по-старому, травли людей в «натуральной» форме и в Интернете.

Поэтому неудивительно, что следующим проектом школы стал детский киберволонтерский центр «Спасибо». Под его эгидой проводится комплекс очных и сетевых лекций, подсказывающих мальчишкам и девчонкам, как себя вести при столкновении с кибербуллингом и буллингом обычным, как помочь самому себе и сверстникам в разных ситуациях. У каждого из мероприятий два сценария: «Исследователь» и «Тренер-организатор». В первом случае участники погружаются в тематику буллинга и кибербуллинга, закрепляют свои знания, участвуют в интерактивных встречах. Во втором треке, более продвинутом, участники учатся еще и организации событий по теме буллинга и кибербуллинга, ораторскому мастерству для завладения вниманием аудитории, участвуют в командных встречах для развития необходимых для тренера-организатора навыков, а также входят в сообщество организаторов центра «Спасибо».

Все годы участия в мероприятиях «Российского детско-юношеского центра» 34-я школа успешно проходит в финал, попадая в сотню лучших средних школ страны. В 2023 году учреждение попало в список победителей этого всероссийского конкурса как проект, направленный на создание эффективной системы развития волонтерства в общеобразовательных организациях. А микрорайон подарил название волонтерскому отряду «Соминка», в котором насчитывается порядка 40 человек из 5-11 классов. Школа намечает провести и региональный форум на тему добровольчества. Такая успешная внеучебная активность приносит не только моральное удовлетворение, но и федеральные гранты, позволяющие реализовывать собственные проекты.

Школа продолжает активно участвовать и в других проектах. Сейчас ее ученики выиграли отбор на дополнительную образовательную программу «Орден мужества» и всероссийский форум лидеров ученического самоуправления «Вектор успеха», что обеспечило приглашение их во всероссийский детский центр «Океан» и в международный детский центр «Артек». В стадии реализации находится грантовый проект «Школа экологичного общения».

— Научно подтверждено, что у человека есть потребность помогать, а волонтерство делает его счастливее. Это даже не образ жизни, а часть нашей культуры. Что касается конкурсов, решение по участию всегда принимают дети, а наша задача — взрастить в них эту заинтересованность в социальном проектировании, в добрых делах в целом, – говорит Вера Панкова, директор школы-победителя и школы-призера более 20 всероссийских проектов и конкурсов.

Отметим, что тон школьной политике во многом задает сама Вера Петровна – неутомимый организатор и вдохновитель педагогического коллектива. Не зря ее уже несколько раз признавали «Директором года» в Тверской области. Как видим, сегодня государство создало немало возможностей для развития, но ими нужно воспользоваться. Под лежачий камень не течет не только вода, но и госфинансирование. Именно поэтому участие в грантовой деятельности и программах поддержки стало необходимым условием развития современных школ.

Добавить комментарий