Тверской краевед рассказал о «викториальных высокоторжественных» датах и восприятии народом своего государства

Тверской краевед рассказал о «викториальных высокоторжественных» датах и восприятии народом своего государства Новости Твери

Сколько у России Дней Победы

Отмечался ли в Российской империи (имеется в виду до 1917 года) "День Победы"? И какой? Был ли это праздник общенародный или церковный? Не так-то просто с кондачка ответить на этот вопрос. Стоит несколько присмотреться к жизни государства и церкви того времени, с чем нам поможет матерый краевед, историк и постоянный колумнист «МК в Твери» Павел Иванов.

Духовность и менталитет

До 1917 года Русская православная церковь играла большую роль в жизни государства. В представлении обывателя (конечно, такого, который хоть немного интересуется историей) православный священник в старой России – человек, выполнявший функции, сходные с функцией работника ЗАГСа, а попутно не забывавший проверять на исповеди прихожан, не замышляет ли кто из них дурное на правительство. Короче, есть представление, что церковь — это было такое министерство пропаганды. Таким оно выглядело в глазах писателей-народников конца XIX века. Так его карикатурно рисуют иногда и сейчас враги церкви. На самом деле все было куда сложнее.

До XIX века, и даже до его второй половины, у русского правительства не было необходимости активно задействовать церковь в качестве ресурса для официальной пропаганды среди простого народа. Романовы накопили довольно внушительный капитал народного доверия, который начал собираться еще во времена удельных княжеств, выдержал проверку на прочность в годы Великой Смуты и петровских преобразований.

В массе своей русский крестьянин не был бунтовщиком против государства, Россия как Отечество и русское государство в представлении мужика всегда находились в одной плоскости, и отделить в народном сознании одно от другого за все столетия не удалось, кажется, никакому завоевателю. Общий посыл исторической памяти русского народа был очень понятным и простым: цари могут быть неправедными, но Россия остается при любом правителе, и эта Россия состоит не из царей и не из персонифицированных правителей.

«Я иду служить за веру христианскую

И за землю Русскую, да и за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей

И за тебя, молодую княгиню вдовицу Апраксию.

А для собаки-то князя Владимира

Да не вышел бы я вон из погреба…»

(«Илья Муромец и голи кабацкие»)

Этот нравственный посыл двигал русским человеком, крестьянином, и он длительное время не нуждался в каких-то дополнительных беседах. К тому же и провести их на приходе в условиях полного отсутствия популярных исторических сочинений было, мягко говоря, затруднительно. Народ и так помнил, что принесли на Русь татарщина, Смута, усобицы. И чего стоило их преодоление.

Регулярная печать

При Петре I появились впервые в России официальные гражданские календари, и с ними вместе в обиход сначала знати, а затем и все более широкого населения вошли «воинские высокоторжественные дни», когда полагалось вспоминать военные победы.

Типографии новым гражданским шрифтом публиковали манифесты – в сотнях и тысячах штук, что позволяло их массово распространять. Чуть позже до отдаленных уголков России стали доходить и газеты. Читали их для всех с амвонов церквей. В архивах любой церковной организации XVIII века (в том числе в нашем Государственном архиве Тверской области) хранится большое число этих листочков, иногда по отдельности, иногда в виде подшивок. Они составляют иногда до половины объемов сохранившихся архивов епархий, монастырей и крупных церквей. Ищущий «вкусные» случаи из быта тех времен историк часто досадует: архив вроде есть, а взять из него нечего, никакой «бытовухи» не сохранилось от времен Екатерины II, одни печатные или переписанные от руки манифесты и распоряжения начальства. Бесконечные известия об объявлениях войн и их окончаниях, рождениях в царской семье детей, учреждении российских орденов и т.д. Мы и так это знаем! Нет чтобы сохранили какую-нибудь местную летопись, рассказ, как поссорился условный помещик иван иванович с условным попом иваном никифоровичем! Зачем было беречь в какой-нибудь деревне известие о том, как присоединили Крым в 1783 году?

А затем, что по каждому такому случаю назначалось официальное мероприятие в приходе в виде молебна или панихиды, с зажжением в церкви части или всех свечей, облачением членов причта в красивые ризы. И внимательным наблюдением друг за другом, кто из членов церковного причта (таковых было в XVIII веке обычно четверо – поп, дьякон, дьячек (регент) и чтец-пономарь) на молебне отсутствуют или присутствуют, а если присутствуют, то в каком состоянии, не пьяны ли, не с нерадением ли. В приходе и вокруг часто существовали завистники и доносчики, метившие на «хлебные» места. Присутствие народа на таких молебнах было делом необязательным, но в деревнях всегда хватало любопытных, да и просто желавших побывать в храме людей.

Когда таких «викториальных высокоторжественных дней» стало слишком много, было принято решение в 1862 году отменить обязательное служение в эти дни молебнов (кроме годовщины Полтавской битвы 27 июня, Сампсониев день), если церковный приход был обычный, а не полковой. Еще бы: крестьянин да и священник в середине XIX века в глухой глуши едва ли могли объяснить, в каком году были взятие Нарвы и Нотебурга, победа под Лесной и Полтавой, сражение при Гросс-Егерсдорфе, Чесменская победа, Ништадтский и Кючук-Кайнарджийский мир, присоединение Крыма, битвы при Гангуте и Гренгаме. Понятно, что поскольку сама идея «викториальных дней» возникла при Петре, то в их выборе наблюдается очевидный перекос на события Северной войны – шесть из десяти таких дней (Гангут и Гренгам были в один день – 27 июля, день святого Пантелеймона) посвящены ее баталиям.

Но за последовавшие затем полтора века много чего произошло такого, по сравнению с чем события той давней войны воспринимались уже в другом масштабе. Между тем за XIX век к «викториальным дням» добавился в 1814 году только один, зато грандиозный праздник – день победы в Отечественной войне 1812 года. Он, правда, не привел к серьезным затруднениям для духовенства, ибо отмечался в один день с праздником Рождества Христова. Молебен служился по окончании обычной праздничной литургии.

Целевая аудитория

После 1862 года началась активная работа по «просвещению народа», появились книжки, календари и листки, в которых государство на новом этапе повело работу среди простого народа. Но довольно неожиданно не видеть в многочисленных календарях, массово выпускавшихся до революции губернскими статистическими комитетами (в том числе тверским), памятных дат военной истории России. Разумеется, военные победы, и не только победы, становились важной частью политики официальной государственной пропаганды, но последняя имела, скажем так, отчетливо сословную направленность. Военное ведомство, отвечавшее за деятельность армии и флота, издавало собственные книги и буклеты очень хорошего качества. Но они редко имели хождения вне круга офицеров, юнкеров, слушателей и воспитанников военных училищ и т.д. Поэтому юбилеи полководцев и шефов полков отмечались в рамках тех полков, к которым эти военные деятели имели прямое отношение. В полках армии и во флотских экипажах работа по увековечению памяти о славных военных страницах велась активно, но в гражданскую среду она практически не выходила. Едва ли не единственным общероссийским воинским днем поминовения усопших издавна являлась Дмитровская родительская суббота – по преданию, учрежденная еще в память воинов, погибших в Куликовской битве (хотя в действительности эта дата еще более древняя).

Местные органы печати, в том числе и «Тверские губернские ведомости», публиковали в первом десятилетии XX века в начале года «народные календари» с перечислением правителей России или расчетные даты, сколько прошло лет от того или иного события. Мы узнаем из них, сколько лет назад в России ввели правильные суды присяжных, отменили пытки на следствии, ввели всеобщую воинскую повинность (читай – отменили рекрутскую систему), организовали земства, отменили крепостное право. Но – не сколько лет назад победили татар, поляков, шведов, французов, немцев и т.д. Империя видела дело так, что татары и поляки – теперь наши подданные, не стоит их лишний раз раздражать, а немцы и французы – родственники и союзники (или наоборот, в зависимости от периода времени).

Правда, нужно сказать, что все петровские победы обязательно отмечались в Петербурге – в столице империи, поскольку именно к Петербургу они имели особенное отношение. На этих победах он был основан. Город на Неве был и остается наполненным храмами, возведенными в честь петровских викторий, и участие в молебнах в этих храмах было важной частью жизни петербургской аристократии. А поскольку Петербург оставался столицей, то все, связанное с именем Петра Великого, обладало особым ореолом. В школьных учебниках и популярных книгах этой фигуре придавали большее значение, чем даже сейчас.

Единственным бесспорным событием, вызывавшим горячий общественный отклик на протяжении всего XIX столетия, была война 1812 года. Ее помнили все. Ее юбилей в 1912 году страна отмечала широко и масштабно. Поэтому если говорить об определенной дате, аналогичной современному Дню Победы 9 Мая, то в старой России, пожалуй, эта дата будет именно – 25 декабря (7 января). И этот молебен осуществлялся вплоть до 1917 года (сохранились переписки, когда сельские священники интересуются, служить ли им уже после всех событий 1917-1918 годов благодарственные молебны «об избавлении церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык» в 1918 году). Разумеется, епархиальное руководство в ответах с грустью констатировало, что молебен, мягко говоря, неактуален…

В наши дни наблюдаются попытки возродить этот старый «День Победы», но пока они не стали общегосударственной практикой.

А, по правде сказать, стоит об этом вспоминать почаще.

Новости Твери

Добавить комментарий