Утром 21 декабря 2023 года автобус №30 выезжает по своему маршруту, но случается непредвиденное – ему навстречу несется грузовик. Водитель реагирует моментально, спасая жизни почти 50 человек…
К 23 февраля, Дню Защитника Отечества, мы рассказываем историю Николая Анатольевича Уварова, водителя автобуса №30 в Твери, который и находился за рулем автобуса в то непростое утро и защитил всех пассажиров в тот момент. Он поделился с нами не только рассказом о ДТП на Луначарского, но и историей, которая привела его в эту профессию.
Тогда в автобусе вылетели стекла, но при этом последствия оказались минимальными благодаря навыкам нашего собеседника. Получается, он смог уберечь жизни около полусотни человек, приняв верное решение.
«Хотел стать летчиком-истребителем»
Многие из нас в детстве хотели управлять трамваем, троллейбусом или автобусом, с интересом рассматривали большой транспорт и наблюдали за водителем, управляющим большой машиной. Вполне возможно, что за рулем мы могли увидеть и нашего героя.
Николай Анатольевич родился в 1966 году в Старицком районе Калининской области. В 1984 году он начал трудиться водителем, но не эта профессия была мечтой из детства.
– Мечты стать водителем у меня не было, хотя с механикой во время моего детства все были знакомы с раннего возраста, начиная с велосипедов, мотоциклов и мопедов. Но я хотел стать летчиком-истребителем, поступил в суворовское училище, оттуда без экзаменов направили в Качинское высшее военное авиационное училище, но там я не прошел медкомиссию, поэтому с этой мечтой пришлось расстаться. После этого я устроился работать водителем троллейбуса в Твери. В те времена это была престижная и высокооплачиваемая профессия. 14 лет я управлял третьим троллейбусным маршрутом, но за годы труда водителем я поработал на каждом маршруте. Нет ни одного, по которому я бы не ездил, – делится Николай Анатольевич, отмечая, что не жалеет о своем выборе. 40-летний юбилей работы водителем общественного транспорта мужчина отметит в марте текущего года.
Маршрут, которому Николай Уваров отдал столько лет, управляя троллейбусом, через некоторое время снова вернулся в его жизнь. Оказывается, что автобус №30 курсирует практически по тому же маршруту, что в свое время выполнял троллейбус №3
– Так получилось случайно: я попал именно на этот маршрут. Я не стремился по нему работать, но я полностью им доволен, потому что маршруты автобусов большой вместимости (автобусы, имеющие три двери – прим. редактора) пролегают по магистральным улицам города, которые в зимнее время расчищаются от снега в первую очередь, что немаловажно для работы. В феврале и марте 2020 года я управлял 205-м и 233-м маршрутами. Тогда только произошла транспортная реформа, ежедневно вводились новые маршруты, 30-го тогда еще не было, а как он появился, так меня на него и перевели.
«Ну какой же я герой?»
Что произошло в тот день, 21 декабря на улице Луначарского? Оказывается, через этот перекресток маршрут Николая Анатольевича пролегает уже 18 лет, но с такой ситуацией столкнулся впервые. Как рассказал наш собеседник, он ехал по главной дороге, а грузовик выезжал со второстепенной и, как позже объяснился сам водитель большегруза, не заметил автобус и не остановился, в результате чего и произошло столкновение.
Николай Анатольевич понимал, что резко тормозить будет опасно, ведь в салоне порядка 50 человек, никто не пристегнут ремнями безопасности, некоторые стоят. Если нажать на тормоз, то риск травмировать пассажиров велик, поэтому он повернул руль влево и, насколько это было возможно в тех условиях, изменил траекторию движения автобуса. Это позволило минимизировать последствия, но избежать их, к сожалению, не удалось: от удара, пришедшегося по касательной, у автобуса разбилось два стекла, осколки которого рассыпались по салону, поранив нескольких пассажиров.
– Я не знаю, как он мог не заметить автобус: он же большой, яркий, весь в огнях, да и на улице уже рассвело. В общем, не в темноте я на самокате ехал, – грустно иронизирует Николай Анатольевич.
Кроме того, он отмечает, что паники в салоне не было, все действовали рационально, а два человека даже помогали водителю после ДТП до приезда скорой помощи:
– Двое пассажиров, девушка и юноша лет 25-30, даже помогали: я распаковывал аптечки, а они передавали бинты пострадавшим. Приятно видеть неравнодушных людей.
Благодаря грамотным действиям водителя, удалось избежать более серьезных последствий. Мы поинтересовались, считает ли мужчина себя героем, уберегшим жизни стольким людям. Засмущавшись, он ответил:
– Нет… Ну какой же я герой? Мне жаль, что столкновение все-таки произошло.
При этом страха сесть за руль после этого инцидента у Николая Уварова не было. Он сказал, что даже в тот день мог спокойно отработать до конца смены, но руководство отправило его отдыхать.
На вопрос, из-за чего чаще всего случаются ДТП, он ответил так:
– К ДТП приводят самоуверенность, невнимательность и непрофессионализм. Все зависит от человека. Есть так называемый «синдром двадцатипятитысячника»: когда человек только садится за руль и у него еще нет опыта, он водит осторожно. А вот после того, как водитель проедет свои первые 25 тысяч километров, он начинает чувствовать себя мастером, хотя таковым еще не является. Из-за такой самоуверенности по статистике случаются самые тяжелые ДТП.
Мы спросили и о том, что расстраивает водителя на дорогах города. Выяснилось, что больше всего его печалят пробки, но Николай Анатольевич уверен, что после открытия Западного моста ситуация изменится.
– Кроме того, регулярно остановки заняты легковыми автомобилями, автобусу проблематично остановиться. Еще сейчас проблема в том, что остановки не расчищаются от снега. В этом году экстремальные снегопады, у меня не всегда получается остановиться так, чтобы было удобно выйти и зайти через все три автобусные двери. А еще сейчас на дорогах хватает «гонщиков», особенно зимой часто можно встретить водителей, увлекающихся дрифтом. Иной раз они даже не вписываются в поворот, притом это на улице, запруженной транспортом! Это опасное вождение!
Поинтересовались мы и возникновением аварийных ситуаций на дорогах.
– Предаварийные ситуации возникают не то, что ежедневно. Они возникают ежечасно! – отмечает Николай Анатольевич, — В моей практике не было аварий по моей вине, никогда. А вот не по моей ДТП случались трижды. Первая произошла в 1987 году: я был за рулем троллейбуса, и тогда произошло столкновение с «Жигулями», но все было некритично, остались только царапины на кузовах и небольшая вмятина. И еще одна авария случилась в 2017 году, опять же связанная с троллейбусом. Тогда рано утром на Волоколамском проспекте маршрутка начала тормозить в гололед, ее завело, она въехала в троллейбус, разбив два стекла. К счастью, людей в салоне на тот момент не было, никто не пострадал. А на своей машине я никогда не попадал в ДТП, хотя первая машина у меня появилась 37 лет назад. В страховой компании удивляются и говорят, такого не бывает, – смеется наш собеседник.
– Какой совет Вы бы дали водителям?
– Уважайте общественный транспорт! Люди же должны понимать, что они в автомобиле одни, а в салоне автобуса, образно говоря, сто человек. Мы же должны двигаться по расписанию, перевозить пассажирский поток. Получается так, что у нас меньшинство подчиняется большинству. Это очень печально, – ответил Николай Анатольевич.
– А что больше всего вам нравится в профессии?
– Мне всегда нравилась свобода в этой работе: ты не находишься на одном месте в течение дня. Еще у нас проходят различные акции. Например, перед Новым годом некоторые водители переодеваются в Дедов Морозов. Я знаком с водителями и троллейбусов, и автобусов, которые так наряжались и ездили поздравляли пассажиров. Это позитив, но сам я никогда не принимал участия в подобных мероприятиях. Наверное, возраст уже не тот, я вот на дачу поеду в выходной, там наряжусь, – шутит водитель, – Работа действительно классная. Я не жалею, что выбрал ее. Сейчас все чаще молодежь выбирает профессии менеджеров, юристов. Хотелось бы почаще видеть в наших рядах молодые лица.