И почему этому не стоит верить
Тусклая фигура, полумрак, белый "туман"…В интернете появляется все большое фотографий, глядя на которые невольно задаешься вопросом: призраки существуют? Искушенные люди могут на это ответить однозначно: нет, это не так. Вот, например: мы наткнулись в социальных сетях на фотографию словно из 19 века, которая сначала пронизывает до мурашек: на ней изображен молодой мужчина, а при более внимательном рассмотрении можно заметить…стоящую рядом с ним девушку-призрака: рука в кружевном рукаве слегка приобнимает молодого человека справа. Что это, как не мистика? — спросит обыватель, а другой его поддержит. Признаемся, и нас этот кадр удивил, хотя где-то в глубине души мы были уверены: всему есть объяснение.
Таких фотографий "из 19 века с призраками" очень много во всем интернете. Но возникает вполне резонный вопрос: если отбросить версию с потусторонним и "связью душ", то как это было снято? Кто поймал "призрака" по щелчку, а главное — как? "МК в Твери" решил разобраться в том, как призрак "приходит" на фотографию, что такое амбротип, и для этого связался с автором кадра, описанного выше – Ириной Соловьевой.
Раньше Ирина работала с цифровой фотографией, но потом поняла, что хочет создавать уникальный продукт, можно сказать – эксклюзивный для современного мира: при работе с амбротипией – серебряной фотографией на стекле из конца 19 века – на руки клиенту выдается всего один единственный кадр. На стекле. Пусть процесс и просуществовал недолго (он оказался не только необычным, но и довольно трудоемким и совсем не мобильным), но амбротипия повлияла на последующие техники.
— Когда я увидела весь процесс вживую – сама лично пришла на такую фотосессию, то произошла любовь с первого взгляда. Я поняла, что хочу проявлять портреты людей на пустых стеклах. Меня покорило то, что здесь фотография создается полностью руками мастера и в единственном экземпляре. Все мои творческие стремления сложились воедино, — делится Ирина.
Уже начав работать с амбротипией, девушка столкнулась с необычными кадрами – целой серией фотографий с призраками. Ей стало интересно – как же это происходило? Ирина не просто смогла воссоздать кадр, но и поделилась секретом с нами.
Как вы поняли, мы покажем "призраков" во время именно этого фотографического процесса. Но сначала погрузимся в атмосферную студию Ирины и расскажем вам о технике старинной фотографии без всякой "мистики".
Стеклянный кадр и целая "химлаборатория"
При входе в небольшую и оформленную в стиле конца 19 века студию на глаза сразу попадается форматная фотокамера. Ирина купила ее с рук – в итоге она работает с настоящей старинной техникой, ровесницей амбротипии. На полках стоят фотографии современных людей, молодоженов – но все они выглядят, словно бы сошли с машины времени.
— Когда-то давно считали, что фотография показывала душу человека. И я с этим согласна. Чтобы сделать такой кадр, человек сидит длительное время (пусть даже 20 секунд) перед камерой, и за это время он живет свою жизнь, дышит, моргает, у него бьется сердце и он мыслит. Человек на таких кадрах показывает то, что не покажет "цифра" – себя настоящего, — объясняет свой выбор в фотонаправлении Ирина.
Не секрет, что раньше и сами фотографии, и запечатленные моменты были ценнее: только недавно техника вышла на новый уровень и дала возможность делать кадр за кадром – будь даже селфи в "уборных". Раньше бы такой траты времени и ресурсов точно не позволили бы.
— К процессу фотографии и выбору локации, одежде и позе в прошлые века подходили намного тщательнее. Да и сама фотография была дорогостоящая – ее могли себе позволить далеко не все. Если амбротипия занимает с точки зрения процесса съемки 20 секунд, то более ранние фотографии могли занять до получаса – все это время люди сидели, не двигались, — говорит Ирина. — Все происходит по принципу камеры обскура (условный светонепроницаемый ящик, в одной из стенок которого есть отверстие, а на противоположной стене – экран. Лучи света проходят через малое отверстие и переносят изображение на экран, но в перевернутом виде – ред.), только с линзой. Это и стало фотоаппаратом.
А вот процесс работы совсем не простой: на чистое подготовленное стекло наливается слой жидкого коллодия, потом стекло отправляется в ванну с серебром на четыре минуты. Только тогда стекло становится светочувствительным – у него появился соответствующий слой, необходимый для проявления кадра.
— После обработки стекло нельзя засвечивать, оно вставляется в кассету и потом в фотоаппарат. Кстати, на нем нет кнопки – с объектива снимается крышка. Отсюда и пошло слово "снимаю", — говорит Ирина.
Результат превзойдет все ожидания. Только будьте готовы: если вы привыкли получать десятки цифровых фотографий со съемки, то здесь вы стопочку стекол не получите: как поется в песне – "Есть только миг". Вот и тут – есть только один шанс на одну единственную фотографию, ради которой фотограф трудится около часа (мы учитываем и время подготовки, обсуждения и самого процесса) в лаборатории.
В этом небольшом помещении (которое во время проявления кадров озаряется то красным, то белым) есть деревянный стол, где стоят стекла и кассеты, на которых скоро проявятся человеческие силуэты, и много бутылочек – с серебром, коллодием и другими химическими жидкостями. Если в кабинетах официальных лиц всегда висит портрет президента, то в лаборатории Ирины над кассетами красуется ее первая фотография, с которой все и началось, и портрет Фредерика Скотта Арчера, изобретателя коллодионного процесса.
— Так как процесс проявления не совсем предсказуемый – мы никогда не знаем на стопроцентов, что увидим на снимке, то перед фотосъемкой шутим, что надо "помолиться", — улыбается собеседница.
Ирина рассказывает, что стекло из кассеты надо доставать только при красном свете.
— Далее уже при помощи химически жидкостей и проявителя изображение начнет проявляться. Этот процесс занимает не больше 10 минут. Также фотографии можно отсканировать – привычный электронный формат можно получить на руки.
А мы, тем временем, ныряем под накидку камеры и смотрим в видоискатель, а там – все как в старых фильмах: перевернутое изображение, которое словно вот-вот оживет и начнется старый фильм. Только впереди у нас не немое кино, а вполне говорящие персонажи.
Как призрак в амбротип за 10 секунд записался
В целом, если отойти от основного направления Ирины и вернутся к ее творческому порыву, спиритическая "фотография" далеко не новинка, и если пользователь 21 века намного более искушен, то раньше люди верили тому, что видят.
Один из самых ярких примеров – Уильям Мамлер, американский фотограф из США. Он "творил" в 19 веке сразу после Гражданской войны, когда полстраны оплакивала умерших родственников. При этом, Мамлер делал это довольно бесхитростным способом, явно не пытаясь "поймать призрака" на фотографии. Он или его помощники вламывались в дом к заказчику кадра, у которого был близкий, но мертвый родственник, брали фотографию погибшего из жилья и потом уже накладывали кадр на кадр. Заказы и гонорары свалились на Мамлера как снег на голову, и он действительно преуспел, наживаясь на людском горе. В конечном счете жизнь привела Мамлера к вполне непризрачному сумасшествию, а также и разоблачителю мошенников.
Как же более цивилизованным способом пустить призрака на фото? На этот вопрос нам ответит Ирина, которая увидела такие фотографии в интернете и решила лично "сфотографировать призрака".
— Лет пять назад я бы сама, скорее всего, поверила, что на фотографиях явно присутствует мистика. Сейчас, когда я узнала процесс ближе и стала работать с амбротипами в целом, то уверена – все кадры из прошлого, связанные с призраками, постановка. Конечно, возможно есть единичные исключения, но я пока с ними не столкнулась, — отвечает Ирина.
Перед нами та самая фотография, сделанная Соловьевой: в кадре сидит знакомый девушки, он является основной фигурой экспозиции. А вот девушка-призрак (кстати, это и есть сама Ирина) выглядит действительно немного "прозрачно". Только фокус-то довольно простой, но с цифровой съемкой такое сложно провернуть:
— Основной человек, если можно так выразиться, находится в кадре обозначенные 20 секунд, а вот призраку дается 10 секунд. Он заходит в кадр и выходит. Таким образом, фигура получается более блеклой, "призрачной", — рассказывает Ирина.
Важно отметить, что амбротипия – это не про призраков и попытку увести читателя в "серую зону". Этот фотопроцесс – про душу, эмоции и уникальность каждого кадра. Много ли желающих сниматься в таком формате, спрашиваем у Ирины:
— Конечно, это не самый популярный тип фотографии сейчас, в эпоху "цифры". Но людей, которые интересуются амбротипией, все же немало. Всех этих прекрасных личностей сложно объединить какими-то общими качествами. Наверно, это открытые, интересующиеся люди, которые, как мне кажется, приходят за новыми ощущениями, любят искусство и обладают определенной глубиной восприятия. Надеюсь, что со временем у меня получится открыть фотолабораторию 19 века и жителям других городов. Очень хочется, чтобы люди знали историю появления фотографии и могли соприкоснуться с ранней фотографической техникой.