Наша жизнь – это череда сменяющих друг друга событий, и в погоне за временем мы часто куда-то торопимся и не замечаем, сколько удивительного вокруг нас. Иногда мы можем не заметить какой-то мелочи вроде красивого цветка возле дороги, а иногда – чего-то грандиозного, ведь время не стоит на месте, нужно успеть сделать одно, другое… Вокзал в Твери хранит на своих платформах миллионы расставаний и встреч, переживаний и радостей от поездки. Но иногда скорость вовсе не важна: стоит замедлиться и оглядеться. Наверняка каждый из жителей Твери бывал на железнодорожном вокзале, но в спешке вряд ли в голову приходят мысли, что это – это не только путь от дверей до платформы, а еще и часть истории.
Весеннее утро. Среди серых домов-коробок здание, построенное в стиле советского модернизма, смотрится впечатляюще: его большой зал, оформленный снаружи перевернутыми стеклянными арками, и часовая башня привлекают внимание гостей и жителей Твери еще с момента постройки – с 1991 года. В начале нулевых годов его в шутку называли «Оком Саурона». Это связано с тем, что в тот период многие увлеклись просмотром экранизации известных романов Толкиена, а вокзал показался им похожим на всевидящие око из Мордора. Несмотря на забавное «прозвище», внутри помещения хранится целая история Тверского края, описанная посредством мозаики. Да и по сравнению с башней из фильма в здании кипит жизнь.
Люди в своей привычной суете спешат на вокзал, а мы стоим в его здании среди снующей шумной толпы и не можем оторвать глаз от произведения искусства – уникальной мозаики, которая украшает одну из стен. Сегодня мы здесь не для того, чтобы куда-то отправиться: мы пришли знакомиться с историей этого места и уникальным человеком, который готов нам об этой истории рассказать. Речь идет о собирателе и хранителе Музея Тверских железнодорожников Олеге Николаевиче Лебедеве. С 2015 года он «погружает» экскурсантов в историю вокзала, а самой железной дороге он отдал всю жизнь: с 1994 года он работал в вагонном депо, начиная трудиться слесарем и закончив ведущим конструктором.
«Немного запылилась, но не утратила своего величия»
Кто-то из ожидающих дремлет, облокотившись на спинку кресла, кто-то увлечен просмотром видео на телефоне, но не все поднимают глаз на панно. Мозаика бросается в глаза не сразу: она расположена в зале ожидания, который находится слева от билетных касс при входе, на остальных же стенах красуются баннеры о правилах безопасности.
Автором мозаики является Анатолий Голубцов – талантливый художник-монументалист. В Тверь он приехал в 1976 году и остался здесь до конца своей жизни. Голубцова можно назвать первым профессиональным художником-монументалистом в Твери, ведь после него в регионе не было профессионалов такого уровня.
Наш проводник снимает перчатки, поправляет свой ярко-красный шарф и начинает свой рассказ, описывая мозаику по частям. Древняя история Твери читается на левой стороне произведения искусства. Предположительно, на ней изображен Михаил Ярославич, а возле него – жители города, которые встречают купцов из плавания. Здесь же крестьянки расстилают золотой лен, а через ворота кремля княжеская дружина устремляется в военный поход.
Хранитель музея обращает наше внимание на центральную часть композиции – герб Твери в венке, обрамленный в румб и круг зодиака. Он объясняет, что изображение символизирует движение времени по месяцам, а также отражает его течение. Начальной точкой зодиакального круга принято считать точку весеннего равноденствия, которая является и началом Овна. Также отмечаются на нем и точки летнего солнцестояния, осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния, что обознаются символами знаков Рака, Весов и Козерога. На своей мозаике автор отметил это не до конца: Козерог не наделен особым обозначением. Причина этого останется для нас загадкой.
Время красной линией пронизывает всю композицию: поезд, идущий по кругу, и часы, заключенные в капле, тоже наталкивают на мысли о его ходе. Мозаика отражает и историю народного хозяйства Верхневолжья: раньше в городе существовал крупный хлопчато-бумажный комбинат «Пролетарка», сырье для которого поставлялось из Узбекистана. Именно поэтому нетрудно увидеть машущего вслед уходящему поезду узбека. Все это расположилось на правой части панно, посвященной современной художнику жизни города.
Кстати, когда строили железнодорожный вокзал, то город Тверь находился в двух километрах от него: тогда площадь Капошвара была крайней городской точкой, а ее последним зданием была часовня Иоанна Кронштадтского. В направлении нынешней привокзальной площади находилось кладбище домашних животных, а привычный нам проспект Чайковского был станционным шоссе, прорубленным через лес. На въездах стояли полосатые сторожевые будки, которые изображены на мозаике, и сама фигура сторожа.
Еще правее на мозаике мы видим фигуры студентов. Они непринужденно болтают, а по их легкой одежде можно подумать, что на дворе либо начало, либо конец учебного года. Видны и городские достопримечательности, которые наверняка привлекут внимание гостей города: Путевой дворец, сам железнодорожный вокзал и мост через Волгу, под которым проплывают гребцы на байдарке. Взлетающий самолет, символизирующий аэродром Мигалово, радостные дети, Волга и снова железная дорога… И над всем городом радуга, облако и белые птицы мира.
«Панно особенно красиво в солнечный день, когда его освещают рассеянные лучи. Конечно, со временем мозаика немного запылилась, но не утратила своего величия», – подчеркнул наш проводник.
Примечательно и то, что на мозаике можно заметить стыковочные швы. Это связано с тем, что она создавалась по частям, ведь очень сложно создать такое большое произведение сразу. А учитывая то, что мозаика расположена высоко, кусочки смальты, из которых она состоит, тоже дробились по-разному: чем выше расположен кусочек, тем он крупнее – так произведение смотрится гармоничнее.
«Помимо этого панно, в Твери сохранилась и еще одна мозаика автора: она расположена на одном из зданий гимназии №12 и посвящена Афанасию Никитину. Несколько лет назад ее перенесли со стены основного здания на пристройку, и работникам удалось сделать это настолько качественно, что мозаика не пострадала. Она и на сегодняшний день продолжает радовать глаз. Обязательно обратите на нее внимание, когда окажетесь в центре города!» – настоятельно рекомендует нам хранитель вокзала.
Но это не единственная история, что таит в себе тверской вокзал: Олег Николаевич рассказывает нам о существовании на территории вокзала музея тверских железнодорожников, с грустью отмечая, что в настоящее время тот по некоторым причинам не работает, экскурсии в нем не проводятся, а экспонаты частично и вовсе находятся не на своих местах. Однако нам удалось напроситься на визит, чтобы увидеть хотя бы часть экспозиции.
Жестяные билеты и спасенное знамя
Для того, чтобы дойти до здания Музея тверских железнодорожников, надо пройти по платформе и, спустившись с нее, перейти через рельсы, после чего перед глазами предстанет небольшое непримечательное здание. Но, как говорится, не судите книгу по обложке.
Наш рассказчик рассказал нам, что экспозиция охватывает период с момента возникновения в 1837 году железных дорог и до наших дней.
– А какой экспонат самый старый?
– Самый старый? Вот! Плитка с перрона вокзала станции Тверь. Она датируется 1851 годом! – без промедления отвечает Олег Николаевич, – а рядом колонка, которая использовалась для заправки вагонов водой на станции Лихославль. Она мне нравится, она красивая. Она и туристам нравится! – хвастается экскурсовод.
Узнали мы и о том, что раньше железнодорожные билеты были жестяными, но от этой идеи достаточно быстро отказались: пассажир должен был предъявить его контролеру при входе и выходе, но при суматохе билеты могли потеряться, поэтому очень быстро им на смену пришли привычные нам бумажные, одноразовые. Поскольку изготовление металлических билетов было недешевым, бумажный вариант оказался дешевле и, соответственно, рациональнее.
– У меня в музее два уникальных экспоната, – делится хранитель музея. – Первый – настольный макет паровоза «Гудзон», – он берет его в руки и показывает нам со всех сторон. – Дело в том, что его подарила внучка нашего тверского машиниста Бункина. Он был личным машинистом Ленина. В свое время его Ленин отправлял за границу для закупки паровозов. Американцы подарили ему эту модель при подписании договора на изготовление и передачу паровозов. К тому времени как экспонат был передан нам, тендер потерялся, но модель осталась.
Вторым необычным экспонатом стало знамя. Это было переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. По итогам каждого месяца во время Великой Отечественной войны оно передавалось тем депо и организациям, которые были освобождены или не захвачены. В 1946 году было принято решение, что оно будет вручено на постоянное хранение тому предприятию, которое станет победителем соцсоревнований, а им стало Калининское паровозное депо. Уникальность этого знамени в том, что после ХХ съезда КПСС по предприятиям было отправлено постановление о том, что все грамоты, вымпелы и знамена, на которых изображен профиль Сталина, должны быть уничтожены. Но наше знамя паровозники все же сумели сохранили.
– Уничтожения происходили комиссионно: секретарь партийной организации, секретарь комсомольской организации и председатель профсоюза нашего железнодорожного узла при всех сняли знамя с древка, залезли в работающий паровоз – под парами, так сказать. Вылезли из паровоза они уже без знамени, после чего составили протокол, в котором значилось, что знамя сожжено в топке. На самом деле секретарь партийной организации обмотал его вокруг своего тела и, застегнув пальто и спасши знамя, отнес его домой. Лишь через много лет он решился вернуть это знамя, – рассказал экскурсовод.
– А какой экспонат самый новый?
– Недавно музею передали кассовое переговорное устройство, проще говоря, микрофон, – именно через них доносится информация о прибытии и отправке поездов и другие объявления, – казалось бы, привычная вещица, а все равно часть истории!
Пожалуй, центром внимания любого посетителя станет макет железной дороги. Олег Николаевич отметил, что детским группам экскурсантов он интересен настолько, что на протяжении всей экскурсии они готовы любоваться лишь им.
– Только он очень старый, поэтому с характером, – поясняет нам музеевед. Но нам повезло, все заработало как нужно. Надо признать, что даже будучи взрослыми людьми, мы рассматриваем его не пару минут. Курсирующие по ней макету поезда, детально проработанный ландшафт и достопримечательности Верхневолжья не могут остаться без внимания. При этом у экспоната нет никакого компьютерного управления, к которому мы так привыкли в повседневной жизни.
– Да даже взрослые не могут от него оторваться. А уж дети! Они готовы часами смотреть за этими поездами. Даже спорят, какой из них выиграет и приедет быстрее, – смеется Олег Николаевич, – но я-то знаю, какой всегда приезжает быстрее. Им, конечно же, не рассказываю.
Насколько удивительно, что пока в неработающем музее жизнь не останавливается! Поезда на макете продолжают ездить, а собиратель музея – хранить историю и рассказывать о ней.
Когда мы уже собирались уходить, Олег Николаевич любезно предложил проводить нас, а по пути пригласил посетить императорские комнаты. Отказаться от такой возможности мы, естественно, не смогли.
Купечество, дворянство и уникальное селфи
Помещения, в которых раньше ждали поездов представители купечества и дворянства, поражают своим величием. Конечно, они были отреставрированы и лишь воссоздают атмосферу прошлого, но это все равно прекрасный способ прикоснуться к истории.
Слева от входа расположилась мужская комната ожидания, а справа – дамская. Первую отличает то, что в интерьере преобладает линейчатый узор. В середине XIX века это было очень модно, а со временем в народе узору даже дали название «николаевская линейка».
За комнатами следует парадный зал, который был воссоздан полностью. Даже рисунок паркета детально воспроизводит тот, что украшал пол в царские времена. Здесь расположились портреты Николая I и Николая II, который зачастую останавливался в этих комнатах.
Украшают стены парадного зала и два зеркала, расположенных на противоположных стенах, что создает эффект зеркального коридора. Конечно же было принято решение воспользоваться ситуацией: теперь у нас есть селфи в зеркале императорских комнат!
«Здесь вообще многие фотографируются, эффект необычный получается. Редко кто мимо проходит», – отметил наш экскурсовод.
Мы выходим на улицу. За спиной – стук колесиков чемоданов, спешащие люди, взволнованные лица встречающих, объявление из громкоговорителя: «Скоростной поезд №759А Санкт-Петербург – Москва прибыл на правую сторону третьей платформы. Нумерация вагонов начинается с хвоста поезда. Стоянка поезда – одна минута».
Однажды это тоже станет историей.