Там, на дне, только мрак и темнота. Ни один фонарь не возьмет. Все тактильно, все наощупь. Единственное, начинаешь «ловить» какие-то странные блики из-за замкнутого пространства.
Многие в Твери знают работников АСС как тех, кто напрямую связан с водолазными или иными аварийно-спасательными работами: они одними из первых прибывают и на взрывы газа, и на сообщения об утоплении. Эти люди спасают жизни, дают человеку второй шанс, доставая его из-под завалов или же с глубины водоема.
Но есть у них и немного другой вид деятельности, второстепенной которую вряд ли можно назвать. Именно поисковые работы проливают свет на историю, которая хранится на глубине и скрыта от глаз обычного человека. Под толщей воды озер и рек, глубоко в грунте скрыто то, что сейчас принято называть эхом войны: на дне лежат обломки советских самолетов, сбитых десятилетия назад. В некоторых из них навечно погребенными оказываются и летчики…
«МК в Твери» расскажет истории подъема двух самолетов – Як-9 и Як-9Т в Псковской области, в которых принимали участие и тверские спасатели: начальник отряда поисково-спасательных работ на водах аварийно-спасательной службы Тверской области Виталий Сопко и спасатель-водолаз Константин Кожевников.
Одноногий Пиноккио и КамАЗ-вагон
Территория аварийно-спасательной службы Тверской области включает в себя несколько зданий: тут и крытый бокс для стоянки машин, и административные здания, и даже вольер, где нас встречает лабрадор Бося, ласково виляя хвостом. Бося знает основные команды, и людей совсем не сторонится – даже наоборот.
— Он так и пройти не даст, Бося, домой, — обращается к псу водолаз Константин Кожевников. – Он добрый очень, ласковый.
Перед тем, как попасть в музей, мы осматриваем сами здания: тут висит даже деревянный Макс (почти как Пиноккио), с помощью которого проходят альп-транировки. Макс-Пиноккио в результате таких действий уже остался без ноги, но службу несет бодро – насколько позволяет «здоровье». А недалеко от основного здания стоит большой КамАЗ. Это – модель модицифированная, подготовленная сотрудниками ТВЗ специально для спасателей, которые выезжают в долгие командировки. В нем и днюют, и ночуют – для этого есть все: и кухня, и отсек для оборудования (как правило, с собой на выезды спасатели берут, помимо личных вещей, водолазные костюмы СВУ-5-2, грунтонасосы, маски, ласты и многое другое), и сиденья как в купе.
Мы, тем временем, безуспешно попытавшись походить в ботинках водолаза для сильного течения (по 8 килограммов каждый – ред.), проходим дальше к музею. Он расположен в здании, где спасатели отдыхают или обедают: все сделано своими руками, даже ремонт. Говорят о своей «второй» работе спасатели едва ли не с большим увлечением, чем об основном роде деятельности.
— Тогда, в 2022 году поступило приглашение принять участие в поисковых экспедициях в Псковской области, ведь ранее мы уже работали вместе с представителем МО РФ Анатолием Калинбергом. Наше командование в таких вопросах идет навстречу, ведь патриотизм для сотрудников – не пустой звук. Конечно, это не только большой опыт, но и важная часть работы по восстановлению исторической памяти, — начинает свой рассказ Виталий Сопко.
Мы стоим в помещении, пожалуй, одного из самых необычных музеев: здесь есть и уже установленные объекты, и те, которые только-только покинули свое привычное на долгие десятилетия место. Экспонаты не восстанавливались, они именно такие, какими были в момент крушения самолетов. За исключением ржавчины.
Виталий Сопко вместе с Константином Кожевниковым занимаются поисковым делом несколько лет. На вопрос почему, отвечают скромно:
— Надо жить интересно. У нас тяжелая и важная работа, не спорю, но в этих случаях цели становятся совсем другими. Когда мы обнаружили танк Т-20 (где сейчас уже построен мост Северного обхода через Волгу), ребята стали активно это обсуждать, у них появилось желание заниматься поисковым делом и дальше. Этот опыт важный и крайне тяжелый: работа ведется в нулевой видимости в так называемом «колодце», в воде остается и солярка, и кровь. Вся работа осуществляется наощупь – в кромешной темноте собираются и останки летчика, и остатки самого самолета.
— Наверное, сюда приезжаете и уже ощущения от работы совсем не те?
— После таких командировок нужно отдыхать, а вливаться в рутинную работу, пусть и привычную, сложно. Здесь – это одно, а там…ты открываешь новую страницу, казалось бы, забытой истории. Когда мы вручали останки родным, то даже мурашки бежали – насколько это трогательные и важные моменты. Я бы дальше это дело развивал, чтобы люди получали такой опыт. Кто должен это делать, если не аварийно-спасательная служба? – говорит Сопко.
Возникает вопрос, как же установить точное место крушения воздушного судна? Спасатели говорят, что сначала опрашиваются очевидцы или люди, которые «что-то знают» – информация собирается по крупицам. Сбором данных занимаются именно поисковики, они и находят место предполагаемого крушения. Далее ведется работа магнитометрами – это такие устройства, которые могут определить большое количество металла.
— К нам уже поступает конкретная локация – остается «заныривать» и начинать копать. Обломки отлетают на крупные расстояния, поэтому радиус поисков довольно обширный – иногда диаметр «колодца» достигает четырех метров, — рассказывают наши собеседники.
Водолазы по одному спускаются в так называемую яму – место, обозначенное для поисков. Грунтонасосы помогают создать большую воронку, и с каждым погружением все больше деталей находят и достают… в кромешной тьме.
— Когда спускаешься, то еще можно увидеть дно. Но там, внизу, только мрак и темнота. Ни один фонарь не возьмет. Все тактильно, все наощупь. Единственное, начинаешь «ловить» какие-то странные блики из-за замкнутого пространства. Когда я доставал останки пилота самолета Як-9Т, то чувствовал какое-то присутствие. А может я сам себе это все придумал, не знаю, — вспоминает Виталий Сопко.
А Константин Кожевников уточняет, что с водолазами необходимо постоянно вести диалог с суши. Спасателей при погружении в темноту просят разговаривать, и многие так и делают. Но есть и те, кто любит помолчать – в любом случае, запрос о самочувствии поступает каждые 5-6 минут.
Озеро Смертное. Соседство живых и мертвых
Зима 1943 года. В Новосокольническом районе Псковской области располагался крупный железнодорожный узел, который был оккупирован немцами. Над этим объектом постоянно шли воздушные бои, но фашисты удерживали крайне важный для них объект до 1944 года. Врага бомбила советская авиация, но многие самолеты уничтожались еще в воздухе.
Первой из экспедиций для тверских спасателей, о которых мы расскажем ниже, стало озеро Смертное, что в Псковской области, где, по легенде и по данным от поисковиков, подо льдом мог находиться советский истребитель Як-9Т. Эта экспедиция оказалась очень длительной – она шла на протяжении двух лет. Наши ребята выезжали в Псковскую область три раза за указанный период, работы проводились по 10 дней в любую погоду – и в жару, и в дождь.
Смертное оказалось совсем не простым для поисковых работ. Там, где ежегодно купались сотни людей, на дне лежал почти забытый советский истребитель. Само крушение произошло зимой: немцы сбили самолет, который летел на большой скорости, то тот при падении просто пробил и толстый лед, и провалился глубоко в грунт, уйдя в глину на 7-8 метров. Чтобы подготовить эту зону для поисков, пришлось очень долго расчищать почву, но с глиной эти работы только растягивались.
— У нас каждый день был как день сурка: проснулся – идешь работать, а заканчиваешь около семи вечера. При этом, мы постоянно чередовались: заныривали на период не больше 2-3 часов и менялись: пока один был под водой, другой отвечал за снаряжение, третий – за связь. Работу нельзя назвать легкой, но обстановку скрашивали теплые летние вечера – даже песни как-то пели! – вспоминают спасатели.
В костюме у каждого водолаза – проводная связь, полнолицевая маска и микрофон. Основная задача – в этой темноте на глубине найти те самые куски (в буквальном смысле) истории и поднять их в целости на поверхность.
— Водолазы заходят в яму спиной, а дальше начинается что-то похожее на «георазведку». В темноте нужно запомнить те детали или фрагменты обшивки, которые потом будем доставать. Те, кто на суше, ориентируются на местоположение водолаза по пузырям и спускают вниз мешок для мелких частей того же самолета. Достается все буквально кусками с грунтом – то, что удается схватить руками. Потом водолаз поднимается и рассказывает, какие предметы где находились, и каков их примерный размер.
И так, день за днем, проводили спасатели МЧС вместе с поисковиками и представителями МО. Глину постепенно убирали, и вскоре удалось добраться до частей самолета.
— Помню, как нашел первый раз снаряд, говорю по рации: «Я сейчас выйду: сейчас выйду». Вышел радостный, показал снаряд, пошел опять в яму работать…, — вспоминает Константин Кожевников. Для него это была первая поисковая экспедиция.
Вскоре обнаружено тело пилота, младшего лейтенанта 22-летнего Павла Кушкова: так, Константин, когда собирал наощупь образцы, вытащил на поверхность часть скулы. Потом были подняты и кости, и одежда (на которой сохранились пятна крови), погоны и вещи самого пилота – даже подшлемник. Запасной парашют также оказался в идеальном состоянии – этому, говорят в МЧС, способствовал глинистый тип почвы, который позволил сохранить все именно в таком виде. «Сердце» самолета удалось достать только в третью экспедицию, осенью 2023 года.
Отсюда в музей забрали и банку американской ветчины, радиатор, карбюраторы, остатки фюзеляжа – крупных деталей обнаружить тут не удалось. Впрочем, вы все увидите по кадрам.
Тайна потерянного истребителя
Еще один истребитель Як-9 (пока его модификация не определена) был сбит в том же Новосокольническом районе Псковской области холодной зимой 1943 года. Несмотря на то, что речь идет об одном районе и о работе советской авиации по тому же транспортному узлу, который удерживали немцы, история озера Максимовец и найденного на илистом дне Як-9 отличается от предыдущей.
Тверские спасатели отправились на Максимовец вместе с поисковиками отряда «Поиск» и «След пантеры».
— Учитывая опыт на Смертном, мы готовились к худшему – тяжелому грунту, большому количеству комаров, — вспоминает Виталий Сопко и улыбается. — Но тут не было ничего из этого – озеро больше напоминало болото, а дно оказалось илистым, и доставать части самолета оказалось намного легче. Но работы осложнял тот факт, что подход к самому «колодцу» был очень непростой из-за болотистого ландшафта.
Работы здесь заняли 12 жарких дней. Сам же истребитель находился на глубине около восьми метров (два метра – уровень воды, а остальные шесть – уровень грунта, который приходилось раскапывать). Судя по всему, скорость самолета также была довольно высокой. Его «сердце» – двигатель весом около 800 тонн – поднимали уже с учетом опыта работы на Смертном, используя два рычага (вытягивали двигатель в двух направлениях – и на плот, и лебедкой на дерево).
Несмотря на обнаруженные фрагменты советского истребителя (речь идет о винтах, фрагментах шасси, редукторе), поисковики не смогли ответить на главную загадку – куда делся летчик? Ни обмундирования, ни личных вещей, ни останков внутри не оказалось. Не было найден и парашют.
— Есть такая легенда, еще с военных времен, что летчик выпрыгнул, но немцы либо расстреляли его прямо в воздухе, либо его взяли в плен, — вспоминает Сопко. — Остается определить борт самолета, и тогда, возможно, станет понятна и судьба пилота.
С Максимовца тверские спасатели привезли в музей бортовые приборы, лопасть винта, рацию. И пока новоприбывшие экспонаты ждут, что их очистят и расскажут и их истории, рядом стоят обнаруженные ранее: там все та же банка ветчины, и кресты, и части истребителей, и танковая гусеница, высотометры и горизонты, лопасти и винты, редуктор.
— Мы уже опытные поисковики: псковские только увидели, а мы – затащили к себе в КамАЗ. Это для нашего музея! – улыбается Виталий Сопко.
«Взрыв» советского воздуха
Но не только самолеты на счету у тверских сотрудников АСС. С 2022 года в течение двух лет в Твери строился Северный обход. «МК в Твери» следил за стройкой и археологическими раскопками на участке в районе деревни Новенькое – здесь работали археологи института археологии РАН. И нашли много чего интересного – и «забытое» городище, и останки, и бусы, и другие украшения. Обо всем этом мы подробно рассказывали в публикациях «На сломе эпох и культур: археологи нашли следы древнего поселения на месте Северного обхода под Тверью», а также нам удалось провести целый день с археологами. Но в это время на другом конце Твери также велись крайне интересные работы: поисковики вычитали в архивах, что в районе также строящегося моста по М-11, но уже через Волгу, мог затонуть танк (изначально сообщалось, что это был именно танк).
После проведенной разведки с помощью эхолота (сканер, который определяет предметы неприродного характера на грунте) внимание наших спасателей (в группе также были и Виталий Сопко, и Константин Кожевников) и поисковиков «Калининского фронта» привлекли внимание странные тени и силуэты в районе 700 метров от моста, который на тот момент строился.
– Сначала мы не были уверены, что что-то удастся найти. Но потом увидели две параллельные линии, похожие на гусеницы. В итоге было принято решение погружаться –наметили порядка 20 точек, — рассказывает Сопко. – На одной из них водолаз опустился вниз, но почему-то долго не возвращался. Когда вынырнул – я вижу большие глаза, и тот говорит: «Там такие гусеницы!».
Оказалось, что это не танк, а танкетка – артиллерийский тягач Т-20 времен Великой Отечественной войны.
— Танкетка лежала на крыше, на люке. Ее перевернули с помощью камер от КамАЗов и тракторов. Когда это происходило, то на поверхность вышел «воздух 1941 года» – словно «взрыв», — вспоминает начальник отряда.
Внутри танкетки никого не было – видимо, люди успели эвакуироваться до того, как тягач подбили немцы (удар пришелся в переднюю часть – ред.). Их судьба до сих пор не известна. Если бы они погибли, рассказывает Константин, то внутри танкетки были бы обнаружены хоть какие личные вещи или же одежда. Этого не было. Тягач достали из ила с помощью воздушных мешков и речного крана, а потом начали чистить – на все работы ушла практически неделя.
— В целом, танкетка была почти в идеальном состоянии, только гусеницы были подбиты. Их очищали специальным химическим составом, теперь часть одной из них находится у нас в музее. Там же рядом лежат и масленка, и отвертка, и шомпол, — рассказывает водолаз Константин Кожевников.
Такой поисковый и сложный опыт не проходит бесследно – впереди еще много страниц истории, которые предстоит открыть, а также заполнить все стенды собственноручно созданного музея. Сейчас же тверские спасатели вернулись к привычной деятельности — помогать людям, попавшим в беду. И, наверное, каждый день переносятся к озеру Смертное или Максимовцу в своих мыслях, надеясь на новые открытия.