Для тех, кто давно не ходил в кинотеатр «вживую», критический обзор новой киноленты «Падение империи» (16+) начнём с совета захватить на просмотр беруши – уж больно часто и громко на экране стреляют и взрывают.
Говорят, что замысел картины пришёл к режиссёру Алексу Гарленду ещё в относительно спокойном 2020-м, сам же он заявлял, что действие фильма происходит в неопределённой точке будущего. Однако реальная жизнь в который раз натянула нос художественному вымыслу, и фабула «Падения империи» довольно легко накладывается на текущее десятилетие, а недавний сбор подписей жителей штата Техас за выход из США и вовсе выглядит чуть ли не как тизер к премьере кинокартины.
Сюжет о захвате террористами правителя страны в его собственной резиденции не нов, но до сей поры на пути зла непременно вставал герой-одиночка, который за полтора-два часа экранного времени и родину спасал, и жив оставался. На этот раз всё не так: президент – «плохой», а штурмующие Вашингтон, округ Колумбия террористы – не террористы вовсе, а национальная гвардия Техаса и Калифорнии, объединившихся в отдельное государство под двухзвёздно-полосатым флагом.
В общем, в Америке разгорелась новая гражданская война (по-английски фильм так и называется – «Civil War»), на фоне которой сохранились какие-то СМИ, хранящие верность идеалам свободы слова. И теперь, когда Силы Запада вот-вот захватят власть в стране, группа журналистов спешит в столицу, чтобы взять последнее интервью у осаждённого президента. Они такие разные, и всё-таки они очутились вместе в большом внедорожнике, чтобы проехать полторы тысячи миль по стране, в которой человек человеку стал волком, а галлон бензина ценится дороже жизни.
Главная героиня – опытная журналист-фотограф Ли, которая берётся опекать начинающую коллегу Джесси. Она учит её не терять профессионального хладнокровия и фотографировать там, где обычного человека стошнит, не забывая предупредить о смертельной опасности их профессии.
— А вы снимете, как меня казнят? – вызывает её на откровенность Джесси.
— Ну а ты как думаешь? – после секундной паузы парирует Ли.
С ними в машине – двое бывалых журналистов-мужчин, с творческим багажом и своими принципами. Один из них излагает своё «професьон де фуа» примерно так:
— Моя цель не задавать вопросы, а делать так, чтобы желание задавать вопросы возникло у аудитории.
«Падение империи» – фильм-путешествие, побуждающий зрителя вспомнить несколько других известных лент, где главный герой находится в движении и по ходу этого движения коренным образом изменяется. Так, автору этих заметок вспомнился страшный фильм Элема Климова «Иди и смотри», в котором мальчишка-подросток становится свидетелем зверств фашистов и за два дня превращается в седого старика. Параллель можно провести и с оскароносной картиной Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», где спивающийся на вьетнамской войне капитан спецназа послан в джунгли найти и ликвидировать сошедшего с ума полковника Курца, который сам себя назначил вождём и диктатором племени. Долгое плавание по реке Меконг меняет сознание капитана, он перестаёт отличать плохое от хорошего и постепенно теряет связь с реальностью. Эрудированный зритель без труда дополнит этот список. На ум приходит даже «Божественная комедия», где в разных кругах ада помещены различные виды грешников; вот и команда журналистов в ходе своего путешествия по охваченным огнём Штатам встречает разные типажи людей, чьи судьбы в большей или меньшей степени изувечены войной. В общем, как сказал Гэндальф Бильбо Бэггинсу: «Не могу обещать, что ты вернёшься, но если вернёшься, прежним ты уже не будешь».
А ещё «Падение империи» – категорическая антитеза давнишнему советскому «Человеку с ружьём»: человека с ружьём бояться надо. У него меняется психика и создаётся иллюзия власти по праву сильного – он расчеловечивается. Вооружённый и непредсказуемый индивидуум, весьма условно связанный воинской дисциплиной, – далеко не лучший партнёр, попутчик и собеседник. Вот почему разговор с ним лучше заканчивать при помощи разогнавшегося автомобиля, который не менее убедителен, чем винтовка М-16.
Смерть, показанная в фильме, всегда внезапна и ни разу не героична. Она слепа (шквал пуль косит всех подряд, кто высунулся), анонимна (в горячке боя жертвы не видят, кто пустил в них этот шквал пуль). А ещё она глупа и ничем не оправдана: вот человек оказался в ненужное время в ненужном месте – и вот он уже кровавый мешок костей на асфальте. Может быть, он добровольцем пошёл на войну, может быть, он даже мечтал сойтись с противником один на один, в красивом честном бою – этого уже никто никогда не узнает, да это никому и не интересно. Он превратился в частицу военной статистики потерь, и данный факт уже не исправить.
— Каждый раз, возвращаясь с войны, я считала каждое своё фото предостережением: не делайте так! – исповедуется повидавшая всякое опытный репортёр Ли. С ней в этой поездке происходит что-то вроде усталости металла. Ей уже невмоготу снимать хронику смерти, но её профессионализм заставляет вновь и вновь щёлкать затвором. И, наоборот, юная пугливая Джесси с каждым днём словно отращивает себе новый слой брони и в погоне за кадром лезет туда, где горячее всего.
Горячее всего в какой-то момент становится у дверей Овального кабинета, где ожесточённо отстреливаются от Сил Запада оставшиеся верными своему боссу сотрудники Секретной Службы. Последний из них возникает в дверном проёме и целится в Джесси, застывшую с фотоаппаратом на самой линии огня.
И тогда на экране происходит единственная геройская смерть. Ли (прекрасная роль Кирстен Данст) в прыжке сбивает девчонку с ног, принимая пули охранника на себя. И тоже превращается в строчку военных потерь, как сопутствующий ущерб.
Зрителю не показывают, как похоронят главную героиню – наспех в закрытом ящике в общей могиле или под торжественно-печальные звуки трубы на Арлингтонском кладбище. Да это и не так важно. Важнее общий посыл фильма: силой оружия правоту не докажешь.