Открытие в полноценном режиме платной автомобильной дороги М-11 «Нева» между Москвой и Петербургом расширило палитру вариантов для российских (и тверских в том числе) отпускников, каким маршрутом и на какое море съездить отдохнуть в этом году. Сам президент Путин, открывая объезд вокруг Твери, заверил, что теперь от столицы до Питера можно домчать на 50 минут быстрее, чем прежде. Но всегда ли свои четыре колеса – наиболее оптимальный вариант для дальних поездок?
Северный обход за 540 рублей
Идея создания новой скоростной автодороги между Москвой и Петербургом была одобрена в 2003 году, еще через 5 лет началась активная фаза подготовки к строительству. Тверитяне помнят, что проходящий мимо города отрезок планировалось ввести в строй к футбольному чемпионату мира 2018 года, но не сложилось. Так что до последнего времени автотранспорт на пути из Москвы в Питер и обратно на подъездах к Твери съезжал с новой дороги на привычную трассу М-10 с ее светофорами и ограничениями скорости до 60 км/ч.
Северный объезд Твери поначалу хотели построить в рамках государственно-частного партнерства, однако частный капитал не проявил энтузиазма. Поэтому в 2022 году достраивать дорогу стали за бюджетный счет. Задержку вызвала сложная трассировка магистрали с большим количеством искусственных сооружений – взять хотя бы новый мост через Волгу на 155-м километре М-11 длиной 738 метров с высотой пролета над водой 17 метров, чтобы под ним проходили даже большие туристские теплоходы.
Сейчас за проезд по новому северному объезду Твери придется отдать 540 рублей. А прокатиться с ветерком по трассе М-11 от столицы до столицы обойдется в 3230 рублей с понедельника по четверг и в 3450 рублей с пятницы по воскресенье либо в праздники.
Правда, к тарифу надо добавить стоимость проезда по участку «Невы» с 15-го по 58-й километр – от Москвы до Солнечногорска. Он считается самым дорогим в стране, а обслуживается не «Автодором». Пятничным вечером эти 43 км обойдутся в 1400 рублей водителю легковушки без транспондера для дистанционного взимания платы за проезд, благодаря которому не придется стоять в очереди к кассам. И тогда цена всего автопутешествия составит 4850 рублей.
Бриллиантовые дороги
Размялись на северном и южном столичных пригородах Твери? Пора замахнуться на путешествие посерьезнее. Посчитаем, сколько потратит автотурист из Петербурга, дерзнувший добраться своим ходом до черноморского побережья.
Как сообщают источники, для электромобилей проезд по шоссе «Автодора» окажется бесплатным. Владелец же более традиционного легкового авто при путешествии из Санкт-Петербурга к Черному морю в июле 2024 года должен был отдать за платные дороги 7480 рублей в период с понедельника по четверг и 8560 рублей за поездку с пятницы по воскресенье. Плюсуем «золотой» участок от Солнечногорска до Москвы либо 950 рублей за проезд по Московскому скоростному диаметру, избавляющий от пробок на МКАД. Как вариант, Москву можно объехать по ЦКАД, отдав около полутора тысяч за перемещение с шоссе М-11 «Нева» на трассу М-4 «Дон». Таким образом, платные дороги по пути на юг облегчат карман автомобилиста из Северной столицы на 8-10 тысяч рублей – и это только в один конец.
Разумеется, придется потратиться и на горючее. При протяженности всего маршрута 2200-2300 км для поездки туда и обратно потребуется порядка 500 л топлива, что обойдется примерно в 27 тысяч рублей.
Чтобы дорога была спокойной, нужно разделить ее на два отрезка, а посередине заночевать – на гостиницы уйдет еще порядка 5-10 тысяч рублей.
Таким образом, в первом приближении цена автопутешествия от Петербурга к Черному морю и обратно составит: платные дороги – 16-20 тысяч рублей, бензин – 27 тысяч, придорожные гостиницы – 5-10 тысяч. Итого – около 50-60 тысяч рублей.
Если отправная точка поездки к морю – Москва, то проще, быстрее и безопаснее всего будет выбрать путешествие по той же самой платной трассе М-4 «Дон». Сегодня практически вся она – это современное шоссе без светофоров и пробок. Правда, еще остались и бесплатные участки, как с 933-го по 1024-й км в Ростовской области. Именно там встречаются караваны большегрузов, генерирующие дорожные пробки.
В районе Краснодара платная часть М-4 заканчивается, и к морю ведет обычная неторопливая бесплатная дорога с частыми заторами. Если пункт назначения – Сочи, придется много маневрировать на горном серпантине от поселка Джубга со спусками, подъемами, резкими поворотами и ограничением скорости до 20 км/ч. Этот отрезок в 175 км можно проехать без пробок за 5 часов, но вероятнее потратить 7-8 часов.
С понедельника по четверг дорога из Москвы до Краснодара обойдется в 4250 рублей и в 5110 рублей с пятницы по воскресенье. Два раза по 5 тысяч рублей стоит отложить на две ночевки – по пути туда и обратно. В оба конца потребуется 340 л бензина, на что уйдет порядка 19 тысяч рублей.
Самолет – хорошо, паровоз – хорошо…
С сокращением количества действующих гражданских аэропортов на юге России к услугам пассажиров остался только сочинский аэропорт Адлер. Цены на авиабилеты подвержены частым изменениям и зависят от даты перелета и авиакомпании. В среднем билет на самолет из Петербурга в Сочи и обратно без пересадок стоит 25-35 тысяч рублей, прямой билет в эконом-классе из Москвы и обратно стоит 25-30 тысяч рублей. То есть на четверых – 100-120 тысяч.
Купе на поезд Москва – Адлер или Петербург – Адлер стоит порядка 7-11 тыс. рублей в одну сторону (причем с 1 августа прогнозируют подорожание перевозок в дальнем следовании в вагонах СВ и купе всех категорий поездов примерно на 20% по сравнению с началом июня). Купить билет на вокзале прямо на завтра не получится: как показывает опыт, при открытии продаж в 8 часов утра за 90 суток до отправления все хорошие места раскупаются онлайн за считанные часы, и порой массовой атаки пассажиров не выдерживает даже сайт.
К слову, вынужденное отсутствие конкуренции со стороны авиаперевозчиков сыграло с российскими железнодорожниками злую шутку. У них оказалось недостаточно подвижного состава, и из отстойников и с дальних запасных путей пришлось пригнать еще пригодные, но морально устаревшие пассажирские вагоны.
По словам туристов, мало того что билеты достать сложно, до конца сентября все уже раскуплено, так еще и вагоны, в которых приходится ехать в отпуск, очень старые и обветшалые. Как говорят пассажиры, в вагонах очень воняет, грязно так, что отмыть невозможно, светильники не горят, а кондиционер либо совсем не работает и в вагоне находиться невозможно, либо морозит так, что на место пассажиры приезжают с ангинами и отитами.
И тем не менее в одиночку дешевле всего доехать до моря на поезде. Билет в купе в оба конца стоит 14-22 тысячи рублей на одного пассажира. Зато семья из четырех человек заплатит 56-88 тысяч рублей. На компанию из троих общие траты составят 42-66 тысяч рублей. Это значит, что если путешествовать на машине втроем-вчетвером, то автомобиль получается выгоднее и самолета, и поезда. Кроме того, своя машина – это дополнительная мобильность, тогда как взять такси из центра Сочи до Красной поляны стоит около 4000 рублей в одну сторону.
…а машина лучше!
Тверской автопутешественник Александр Еликов известен как арктический гид, инструктор и проводник. На своем «Москвиче» советской эпохи он добрался зимой до самого северного поселка Якутии, однако не раз ездил и «на юга». По просьбе «МК в Твери» он дал несколько полезных советов отпускникам, которые решились ехать к Черному морю на своих четырех колесах.
Во-первых, надо взять с собой или купить транспондер. На трассе М-4 «Дон», в отличие от нашей тверской «платки», много пунктов взимания оплаты.
— Если вы планируете на какой-то месяц поездку, то заранее переведите бонусы, там процентная скидка именно на этот месяц. И тогда вы проедете с хорошим дисконтом. Транспондер также экономит время, потому что большинство водителей без транспондера встают в очередь на оплату, а с транспондером ты их проскакиваешь.
Во-вторых, Александр едет по Яндексу, заранее скачав все проезжаемые регионы на навигатор по Яндекс-картам. Свой маршрут он строит не на весь день, например, до Ростова-на-Дону, а ставит навигатор от заправки до заправки.
— Знаю, на сколько примерно у меня хватает бака в машине – километров на пятьсот. И спокойно всегда в навигаторе вижу, где буду заправляться, точно зная, что туда хватит топлива. Если в пути планируется какой-то перекус, то я так же нахожу и кафешки, известные и проверенные, и тоже заранее все это вижу. На трассе М-4 все хорошо с заправками и придорожными кафе.
В-третьих, Александр — дальнобойщик со стажем, у которого не один миллион километров за плечами на самых разных автомобилях, и на основании гигантского опыта он всем водителям советует ночью спать.
— Но, сами понимаете, у людей отпуска короткие, и многие любят выезжать в ночь. Однако при этом нужно всегда помнить, что самое опасное время на трассе – не раннее утро и не часы пик, а как только стемнело вечером. Почему? Во-первых, все, кто за рулем, за день устали, их реакция притуплена. Во-вторых, транспорт еще идет сплошным потоком, но при этом видимость уже ночная. Этот фактор всегда нужно учитывать, всегда нужно быть предельно аккуратным и, конечно, нужно спать, что бы там ни было. Наша жизнь, жизнь наших семей всегда дороже, чем экономия полусуток, причем это экономия очень сомнительная, потому что мы едем всю ночь, приезжаем на море и там отсыпаемся. Но даже если выспался ночью, днем за рулем порой все равно накатывает дрема, и в таких случаях я спасаюсь морковкой. Беру мытую, хорошую морковку, начинаю грызть. Она очень здорово помогает за рулем.
В-четвертых, держи голову в холоде, ноги в тепле, а навигатор – включенным. Платная дорога – это в первую очередь безопасность, там ты точно не попадешь на встречную полосу, там поток машин более-менее равномерно движется, и сама трасса на многих участках подсвечена.
— Но везде и всегда нужно ездить с включенным навигатором, потому что, если вдруг какая-то авария на дороге, вы можете попасть просто в капкан. Бетонный бустер не даст развернуться, и будете стоять до тех пор, пока аварию не разберут. Поэтому ради собственного спокойствия я всегда включаю навигатор на всех дорогах, даже которые знаю наизусть. Если на трассе что-то случится, навигатор заранее уведет на объездные пути.
В-пятых, сохраняется возможность выбора кафе, заправки, места размещения. Средний чек в придорожном кафе выходит от 500 до 1000 рублей на человека. Цена топлива примерно такая же, как в Москве, не дороже. За проживание у моря очень разные цены, от совсем эконома и до каких-то нереальных. Но даже сейчас при том, что очень сильно перегружено побережье и наплыв отдыхающих больше, чем в прошлом году, а в прошлом году был больше, чем в позапрошлом, по-прежнему сохраняется приличный выбор жилья с самым разным ценником. Надо это понимать, и тогда ваш отпуск будет прекрасным, интересным, незабываемым, а самое главное – безопасным.
СПРАВКА «МК»
Власти четырех регионов России введут курортный сбор для туристов – постояльцев гостиниц и хостелов. Туристический налог появится во Владимирской области, Карелии, Вологде и Алтайском крае. C 1 января 2025 года за отдых в Суздале туристов обяжут платить 100 рублей в сутки. В Сортавале и Белокурихе налог составит 50 рублей в день. В Вологде ставка будет составлять не более 1% от стоимости размещения в гостинице.
Ввести туристический налог хотят также Астрахань, Алтай, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Дагестан и Псков, однако они пока не решились.