Каждый год в Тверской области снимается не менее трех кинопроектов. Ряд советских фильмов, ставших культовыми, тоже имеeт тверское происхождение.
Чем же так привлекательна Тверская область для киношников, какие улицы наших городов помогают создавать магию кино? Сегодня мы ответим на эти вопросы.
«Обманываться рад…»
Как говорил Брайан Де Пальма, камера лжет 24 раза в секунду, ну и мы с вами немного причастны к истории красивого обмана. Тверская земля часто играет роли чужеземья.
Конечно, снять у нас «Хогвартс» или стать площадкой для фильмов Педро Альмодовара с прекрасной Пенелопой мы вряд ли сможем, а вот исполнить роль, например, Анапы или места исторических сражений или страстей героев XVIII века – вполне.
Например, в Твери снимался сериал о храбрых гардемаринах режиссера Светланы Дружининой. Здесь Тверь выступила в роли Петербурга. Набережная Степана Разина – тот самый дом Брильи и Ягужинской. Сейчас тут квартиры и офисы, а балкончик, под которым пела песню лотошницы актриса Ольга Машная, игравшая Софью, все же сохранился. Песню байстрюка исполняли в нынешнем музее тверского быта. По фильму это Московский дом Никиты Оленева. Самая романтичная сцена – встреча Софьи и Алешки – Константиновский карьер, сейчас в эти жаркие дни место отдыха горожан. Более современный фильм – «Статский советник» снимался в Твери, в Морозовских казармах, сцена встречи с таинственной Дианой.
Фильм «Чучело» снимался у здания речного вокзала. Говорят, что даже финал легендарного фильма «Чапаев» был снят на Волге, которая исполняла роль Урала.
— Тверская область – замечательное место, тут можно найти разную натуру, которая подойдет для съемок совершенно разного плана и характера, поделилась мнением режиссер Валерия Борщева. — Яркая природа, исторические места, ну и удобная логистика. А главный плюс – это люди. Здесь сложилось достойное профессиональное сообщество, которое помогает нам с актерами массовых сцен. Могу сказать, что это особенность местных тверских ребят, вы очень организованные, аккуратные, надежные. Съемочный процесс – сложная история, на площадке одновременно находится не одна сотня человек, и управлять этой машиной непросто, тут важно друг друга слышать и иметь в своих рядах помощников, за что мы вам очень благодарны!
Цена искусства
Искусство бесценно, ну или очень дорого, особенно если речь идет о кино.
Только в рекламе одного фруктового бренда вас убеждают, что приличный метр можно снять на телефон. В жизни все прозаичнеe. Бюджет одного фильма часто сопоставим с бюджетом региона. Ну хорошо, не региона, но уж города точно.
Стоимость съемок фильма начинается от условных нескольких сотен тысяч рублей, за эту сумму можно снять студенческую короткометражку, если в главных ролях снимутся друзья и сочувствующие артисты, сценаристом выступит сам режиссер и не придется тратиться на покупку прав. А верхней планки фактически не существует. Например, знаменитый «Чебурашка», который обаятельно, но коварно обскакал в прокате «Аватара» обошелся в 850 миллионов рублей, а тот самый второй «Аватар» – около 400 миллионов долларов! Для сравнения: одиозного «Брата» сняли всего за 100 000 долларов. Даже по нынешним меркам эта сумма невелика.
Составляющих стоимости кино множество, и мы вряд ли сможем перечислить все. Давайте обсудим самые интересные и понятные для нашего читателя.
Например, стоимость гонораров артистов по открытым источникам может составлять треть общей стоимости фильма. Между тем в историях с авторским, фестивальным кино гонорары артистов могут быть символическими, ибо работают над фильмом исключительно ради искусства.
Оплата одного съемочного дня для актеров массовых сцен составляет от 1 000 рублей за смену – эта такса редко превышает 2000 рублей, особенно если кино снимается в провинции. А вот столичные артисты могут получать от 3000 рублей, случается зарплата и в размере 5000 и даже 7 000 рублей. Это про кино, съемки в рекламе оцениваются щедрее.
Гонорар артистов с профессиональным образованием и небольшой фильмографией, но которых пока никто не знает, исчисляется в десятках тысяч рублей за смену, таковы данные официальных групп по подбору и кастингу актеров в кино. Но и играют они больше, как правило, речь идет о ролях со словами.
Что уж говорить о звездах? – там цены шестизначные, в России есть и артисты, которые зарабатывают от миллиона за один съемочный день.
А еще в кино зарабатывают кинотеатры.
По данным Министерства культуры России, в 2023 году совокупные кассовые сборы кинопроката достигли 39 миллиардов рублей, из которых 72% — сборы от продажи билетов на сеансы отечественных фильмов. Годовой объем рынка кинопроката 2023 года почти такой же, как и в 2021 году, — 40,7 миллиарда рублей, при этом сборы российского кино увеличились по отношению к 2021 году в 2,7 раза: 10,4 млрд рублей в 2021 году и 28 млрд рублей в 2023 году. Посещаемость отечественных картин возросла с 39,7 миллиона до 91 миллиона зрителей.
Целители уставших наших душ
Как оказалось, в Тверь едут не только за натурой, но и за артистами! В регионах существуют филиалы творческих объединений, которые помогают выездным съемочным группам в процессе съемки, например, с актерами массовых сцен и эпизодов.
— С ранней весны до поздней осени у нас снимается около 10 проектов, — рассказывает бригадир актеров массовых сцен города Твери Елена Никандрова. — Моя работа заключается в том, что я подбираю актеров для массовки и эпизодов, курирую их, занимаюсь организацией, доставкой и контролирую процесс. Проекту быстрее и проще найти нужный типаж на ближайшей территории с местом съемки. А серьезным преимуществом нашего региона является природа – яркая и разнообразная, исторические места, архитектура. Ну а главный плюс – это люди. За время нашей работы здесь сформировалось настоящее профессиональное сообщество надежных специалистов, на которых я могу положиться. Тверских актеров и актрис очень любят в кино за дисциплину и аккуратность, некоторых приглашают даже на съемки в Москву. Скажу больше, ребята у нас очень дружные и общаются за пределами съемочной площадки, помогут и поддержат в сложной ситуации, когда нужна срочная помощь.
Каково это быть внутри самого процесса, будучи тем самым актером? Нам удалось найти уникального спикера, актрису, которая впервые снялась вместе с Владимиром Машковым в фильме «Вор».
— Актрисой я стала случайно, в 1996 году, в Ярославской области снимали фильм «Вор» с молодым артистом Машковым, я вместе со своей соседкой решила поинтересоваться процессом съемок, — делится тверская актриса эпизодов и массовых сцен Светлана Кузнецова. — Нам предложили сняться в массовке, это был тот самый эпизод, когда арестованных привезли на воронке и их встречали близкие у колонии. Эти съемки я запомнила на всю жизнь. Нас переодели в тулупчики, платки и валенки. Был жуткий мороз 30 градусов, у овчарок инеем покрылись усы. Замерзли все. Но с тех пор я полюбила кино. Счет фильмам я не веду, но думаю, что у меня было больше 30 киноработ. Здесь у нас особенная атмосфера, встречаются очень интересные люди, я уже не говорю о проектах. Раскрывать подробности пока не могу, но я снималась и в исторических фильмах со сложными костюмами, и в сериалах, и в молодежных проектах. Создается впечатление, что мы причастны к этому чуду – созданию настоящего большого кино. И это серьезный труд сотен людей. Порой мгновение на экране приходится снимать не один день. Я сейчас домохозяйка и могу сказать, что у меня самое интересное хобби. Дети гордятся, подруги звонят, когда в очередной раз увидели меня в кино. Здесь у меня друзья, с которыми мы встречаемся и за пределами площадки, вместе ходим на премьеры, думаю, это было ярким воспоминанием для случайных зрителей. А вообще, в нашей работе много и смешного и трудного, но неизменно интересного и увлекательного!
Любые алые паруса – дело человеческих рук, так и чудо, которое мы видим на экране, творят люди. И работа эта отнюдь не простая.
Стоит побывать в роли актера массовки, полежать в блиндаже, постоять под проливным дождем и триста раз повторить одну сцену в поиске того самого идеального дубля. Если все это не заставит вас разочароваться, значит, стоит пробовать дальше. Как говорится, пока не идут титры, не все потеряно…
Продюсер – важная фигура для создания фильма, он отвечает за общую координацию всех этапов и всех составляющих фильма, отвечает за финансовую, организационную, иногда даже творческую стороны проекта.
Сценарист – автор текста, по которому будет сниматься фильм. Текст киносценария учитывает законы кино, в нем прописываются сцены, реплики, герои и прочее.
Режиссер – человек, который отвечает за конечный творческий продукт, а именно художественную, игровую и сценическую составляющие картины, вот почему мы так хорошо знакомы с их именами. Он выбирает и утверждает актеров, контролирует процесс съемки, монтаж и, конечно, получает лавры за свою работу.
Фильмография – количество киноработ, фильмов, в которых задействован представитель индустрии.
Короткометражка – фильм продолжительностью от 10 до 40 минут, в котором раскрывается, как правило, одна история.
Длинный (полный) метр – полноценный фильм продолжительностью от 40 минут, обычно фильмы идут около полутора – двух часов.
Арт-хаус – ниша киноиндустрии, к которой относится авангардное, фестивальное кино, жанровые картины, не предназначенные для широкой аудитории. Так называемое «кино не для всех».
Фестивальное кино – это некоммерческие фильмы, как правило, независимые проекты, которые обычно не попадают на широкие экраны и создаются обычно для демонстрации в рамках кинофестивалей.