В минувшие выходные Тверской Императорский дворец вновь стал площадкой резонансного культурного события. На этот раз классические формы, клавесины и масляная живопись остались в стороне. Грохотал неологизмами, сиял красками и дерзкой геометрией певец авангарда — конструктивизм. Это направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве зародилось в 1920-е годы и существовало до первой половины 1930-х годов преимущественно в СССР. Впрочем, индустриальная революция разворачивалась во многих странах, поэтому в схожем ключе творили мастера разных школ и народов. Однако именно русский конструктивизм стал образом, на который равнялись, которому завидовали и подражали, критиковали, обсуждали, переиначивали. Словом, наша страна шла впереди планеты всей, задавая моду на архитектуру, так же как Франция задавала моду на духи и шляпки.
Конструктивизм в архитектуре распознать относительно нетрудно. В своем изначальном образе это сочетание строгих геометрических фигур, чаще всего прямоугольников, дуг, кругов и треугольников. Архитекторы отвергали декоративную стилизацию в пользу «индустриального» дизайна. Это вовсе не означает, что данный стиль лишен изящества, как раз наоборот, архитекторы стремились найти гармонию между утонченными, приятными глазу формами и «машинным» духом своего времени.
Русский конструктивизм сегодня по-прежнему в большой цене, несмотря на все попытки западного истеблишмента его «отменить». Как не удалось вырвать из общемирового наследия русскую классическую литературу и балет, так не удалось затушевать наших авангардистов, которые двигали вперед искусство начала XX века. Более того, когда международное сообщество коллекционеров, искусствоведов и галеристов ощутило возможные трудности, цены на чертежи русских архитекторов-конструктивистов взметнулись на аукционах к заоблачным высотам. То же произошло с графикой и литературой.
Словом, это часть нашего культурного наследия, которую знают и ценят во всем образованном мире и которой стоит гордиться не меньше, чем Пушкиным и Достоевским.
День конструктивизма
В Тверском Императорском дворце собралась внушительная аудитория. Тайминг мероприятий был очень плотный, с обеда до глубокого вечера шли лекции от ведущих отечественных специалистов по архитектурному авангарду. Работала коллективная выставка графики и фотографии «Сны авангарда», посвященная наследию этого направления искусства. В ней приняли участие современные тверские художники и архитекторы, а также студенты Тверского художественного колледжа имени Венецианова. Студенты специально для этого выполнили натурные штудии на тему архитектуры авангарда — перед молодыми художниками стояла задача не просто запечатлеть памятники конструктивизма в Твери, но и обозначить перед зрителем вопросы, касающиеся проблемы их сохранения и места в современном городе.
Завершился «День конструктивизма» кинопоказом документального фильма «Мельников» — о крупнейшем архитекторе-конструктивисте.
Архитектурная Мекка
Наша Тверь – настоящая копилка ярких, выдающихся образцов всех архитектурных стилей разных эпох. Хотите деревянное народное узорочье? Да пожалуйста, вот вам улица Бебеля, смотрите и удивляйтесь. Барокко? Классицизм? Вам на набережную, а потом на Советскую. Ранний модерн? Взгляните-ка на тверское «Ласточкино гнездо», здание Аваевской богадельни, которое сейчас на реставрации… А как потряс всех уже отреставрированный «Дом ворошиловских стрелков», шедевр сталинской неоклассики!
Но здание, которое точно могло бы стать не только российским, бери выше – мировым туристическим хитом, пока что лишь готовится обрести новую жизнь. Это бывший Дворец пионеров, расположившийся на Баррикадной улице в Пролетарском районе. В конце 1920-х годов здесь строили фабрику-кухню для рабочих Пролетарки, но строительство затянулось аж на 10 лет, и по своему прямому назначению здание никогда не использовалось.
Затем, как это нередко бывало, концепция поменялась.
Работы по перестройке фабрики под Дворец пионеров начались летом 1937 года. За дело взялся Леонидов. Редкий случай, когда мастер получил возможность развернуться в полную мощь и перенести с бумаги в реальность свои архитектурные грезы и визионерские идеи. Отправная точка – задача строить дворец для ребенка, здание будущего, нового быта, нового человека – как нельзя лучше ложилась на конструктивистские выкладки.
Открытие состоялось 12 марта 1939 года. Пришедшие на открытие ахнули: ничего похожего они никогда не видели! Во Дворце были красивые залы, просторные кабинеты, зимний сад с певчими птицами, зал сказок с росписями художников Палеха, шахматный зал, картинная галерея, кукольный театр, планетарий, фонтан со статуями цапель, которые от движения воды били жестяными крыльями. Здание отражало концепцию и амбиции молодого государства. Нужно уточнить, что Дворец пионеров строился вовсе не только для детей, а в том числе для их занятых родителей, тружеников Пролетарской мануфактуры, бывшей Морозовской. Предполагалось, что после работы дружно, всем трудовым коллективом рабочие отправлялись окультуриваться — в кино, театр, библиотеку, на политинформацию. Новое здание должно было стать, выражаясь современным языком, центром притяжения и общественным пространством для передовой части общества.
Шли годы, эпохи сменяли друг друга, в лихие 1990-е здание оказалось никому не нужным и до наших дней дожило пусть и не в лучшем, но довольно сохранном виде. Остались даже старые советские витражи. Его «удачное» географическое положение спасло шедевр конструктивизма от засилья коммерческих фирмочек, которые во все времена так любят утюжить подлинное искусство «практичным ремонтом».
В наши дни здание находится на консервации. Ходят упорные слухи, что после реставрации там разместят мастерские и учебные классы художественного училища имени Венецианова.
Вопрос имиджа
— Самоочевидно, что один из русских вкладов в искусство XX века, причем основной, это авангард, — подчеркнула в беседе с «МК в Твери» главный редактор медиахолдинга РИА «Верхневолжье» Юлия Овсянникова. — Это 20 — 30-е годы и, безусловно, это конструктивизм, который до сих пор вдохновляет художников-дизайнеров по всему миру и до сих пор является импульсом к творчеству. Тверь в этом смысле – одна из региональных столиц русского конструктивизма, потому что именно у нас родился такой человек, как Иван Леонидов – один из ведущих архитекторов, гениев конструктивизма, его идеологов. И у нас немало конструктивистских шедевров. Вот, например, небезызвестный Дворец пионеров на Баррикадной – это творение Леонидова. Более того, это едва ли не единственное вообще здание Ивана Леонидова. На самом деле он, скорее, теоретик конструктивизма. У него много было проектов, много задумок, идей. Это, конечно, красиво и гениально как идеи, это тоже творчество. Но ему, конечно, хотелось строить.
Из того, что он материально воплотил, осталось совсем немного. И Дворец пионеров в Твери уникален именно тем, что он сохранился. Более того, сохранились даже интерьеры. Понятно, что они менялись, многое утрачено, но они остались, и мы видим, что запланированная реставрация, возрождение всего этого здания так или иначе произойдут. В бюджет уже всё внесено, выделены деньги.
Конечно, когда здание будет возрождено, у нас появится уникальный туристический объект, и мы получим полное право бороться за звание столицы конструктивизма. Будет прекрасный повод тоже претендовать на этот мировой бренд. И, конечно, любые культурные события такого рода, которые рассказывают о тверской страничке русского конструктивизма, являются одними из ключевых мероприятий и для развития тверского туризма, и для брэндирования Тверской области, её имиджа. Это вдохновляет. Любой человек – молодой, творческий, креативный, как-то связанный с искусством, – не может пройти мимо конструктивизма и не вдохновиться им. Это искусство актуально во всем мире и актуально всегда.