Все мы с нетерпением ждем лето. Особенно дети. Однако их время проходит порой бесконтрольно, что зачастую реально опасно для здоровья. Летом число ДТП с участием детей и подростков резко устремляется вверх. Молодежь попадает в аварии на велосипедах, что травматично, но, как правило, несмертельно. А вот разбиться на мототехнике – это уже совсем другое дело, такое ДТП вполне может быть фатальным. Кстати, водительские права на скутер были введены в 2013 году. До этого любой школьник имел формальное право рассекать по дорогам на скутере или мопеде с объемом двигателя до 49,9 кубических сантиметра. Такая техника, между прочим, способна разгоняться до 80 километров в час. Согласитесь, совсем недетская скорость.
Добавим, что многие либо покупают дешевые средства защиты, либо вообще обходятся без них. На скутерах, особенно в сельской местности, гоняют именно подростки, а порой даже дети. И одна из главных причин — халатность взрослых, которые мало того что купили эти опасные игрушки, так еще оставили своих детей без внимания. Поэтому, мамы и папы, дедушки и бабушки, с подобным «подарком» лучше не связываться.
Ваши дети дома?
Нехороших, порой трагических примеров всегда много в сводке ДТП. И опасен не столько сам скутер, а совершенно несерьезное отношение к такому виду техники. Ведь это скоростное средство передвижения воспринимается зачастую родителями как более совершенный велосипед. В итоге больше 85% травм на скутерах получают дети до 16 лет.
Еще в апреле из Вышнего Волочка прилетела первая тревожная весть. На мопеде передвигались 14-летний пассажир и 15-летний водитель. В какой-то момент нога младшего соскочила с подножки и попала в заднее колесо, ногу чуть было не размололо. С травмой подросток был доставлен в больницу.
Не приходится сомневаться в том, что таких сообщений будет много, ведь каждое лето множество подростков попадают в аварии. Вот из прошлогодней сводки происшествий лишь в один июньский день: в поселке Селижарово подросток за рулем питбайка не уступил дорогу автомобилю «ВАЗ» и столкнулся с ним. Несовершеннолетнего водителя увезла карета «скорой помощи». В Твери в этот же день произошло все наоборот. Уже водитель BMW не уступил дорогу скутеру, за рулем которого был юный водитель. Опять столкновение, травмы.
Мопеды и велосипеды также на лидирующих позициях. В поселке Редкино водитель “Форд Фокус” на нерегулируемом перекрестке сбил подростка за рулем мопеда “Альфа”. Юный водитель и его пассажир доставлены в больницу. А в Лихославльском округе водитель Chevrolet Niva сбил шестилетнего ребенка на велосипеде, пересекавшего проезжую часть. Все в один день!
Стоит вспомнить и одну из самых трагичных историй, произошедших за последнее время, когда в страшном ДТП в Калязине погибли сразу трое подростков. Виновником аварии у деревни Запрудье 29 июля 2023 года стал водитель автомобиля «Опель». Он просто не увидел скутер, движущийся в темноте, выехал для обгона на встречную полосу, где и случилось столкновение. За рулем скутера был 15-летний мальчик, с ним ехали 14-летняя девочка и еще один подросток. Подростки, не считая мальчика, который был за рулем, были без шлемов, не говоря уже о другой защитной экипировке. Смерть двоих наступила мгновенно. А третьего пострадавшего не успели довезти до больницы – умер по дороге.
Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина тогда так отреагировала на случившееся: «Трагедии могло не быть, дети были бы живы, если бы были в это время дома. Не так сложно запомнить, что 22:00 – это время возвращения всех детей домой. 22:00 – время проверить, дома ли ваш ребенок. 22:00 – время, когда за нахождение ребенка без взрослого в любом (!) общественном месте, включая улицы, парки, дворы, родителя могут привлечь к ответственности. Но что такое штрафы по сравнению с гибелью детей?»
Даже в областном ГИБДД, комментируя это происшествие, тогда отошли от официального стиля:
«Принимая решение о приобретении мототранспорта для своего ребенка, помните, что это смертельно опасная игрушка, без которой ваш ребенок сможет обойтись. Напомним, в апреле 2019 года это опасное развлечение унесло жизни двух несовершеннолетних, в 2020 году – уже четырех несовершеннолетних. Погибших не вернуть, но можно избежать новых трагедий. Вспомните о прочитанном, собираясь купить ребенку мопед или мотоцикл».
В группе риска
Четыре года назад медиахолдинг РИА «Верхневолжье», куда входит издание «МК в Твери», запустил масштабную акцию «Скутер детям не игрушка». И до сих пор при приближении лета она остается актуальной и направлена на развитие осознанного отношения к поведению на дороге, стала мощным средством в профилактике детской смертности и травматизма на дорогах. В СМИ идет серьезный разговор о страшных последствиях необдуманного вождения мототранспорта. Однако число искалеченных судеб все еще исчисляется десятками. Вот, например, мнение нашего коллеги по РИА «Верхневолжье», байкера со стажем и члена мотоклуба «Ночные волки» Дмитрия Серова:
«Каждый год в статистику ДТП попадают десятки подростков. И гибнут, их не вернуть. Как могут родители разрешить ребенку сесть за руль, если он не знает элементарных правил безопасности и у него нет понимания, как управлять мопедом, скутером или квадроциклом?
Как-то я стал свидетелем опасного для жизни катания, которое до сих пор приводит меня в ужас. Это было вечером, ближе к ночи, когда на улице уже стемнело. Я ехал по Савватьевскому шоссе. После того как завершил маневр обгона, метров через 30 мимо меня по встречной полосе проехали двое детей на скутере. Они ехали с выключенными фарами. Даже не могу предположить, почему они не включили свет. Может быть, боялись, что взрослые заметят и заругают, может, просто забыли.
Если бы я начал обгон хоть на несколько секунд позже, они бы в меня врезались и попали в статистику смертей на дорогах. В первую очередь, возникает вопрос к родителям, о чем они думают, когда приобретают для ребенка столь опасную игрушку. Если вы покупаете ее, то думайте о последствиях. Не берите грех на душу, отправляя детей ездить на мототехнике без присмотра. Они должны кататься и учиться ездить под контролем взрослых, но лучше всего запретить такое опасное развлечение. Сейчас очень большое автомобильное движение, попасть в неприятную ситуацию можно на ровном месте. Конечно, аварии происходят и со взрослыми, но дети – это основная группа риска. Они не до конца осознают ответственность и последствия, которые могут их ожидать».
«Собирают» жертвы по частям
А есть еще люди, которые видят последствия ДТП каждый день, – это травматологи. Именно они знают в подробностях самые распространенные повреждения у мотоциклистов, а также их последствия. Авторитетный в байкерских кругах журнал «Мото» приводит рассказ профессора, руководителя отделения сочетанной и множественной травмы Московского института имени Склифосовского Владимира Соколова. Именно в его отделении «собирают» жертв ДТП по частям, иногда в прямом смысле:
«Мотоциклы наиболее опасны на дороге. В нашей врачебной практике 70% пациентов – это жертвы ДТП, и количество мотоаварий неумолимо растет, как только начинает пригревать солнце. Полученные мотоциклистами повреждения гораздо тяжелее, чем у автомобилистов, потому что при ударе их выбрасывает из седла. Жертва летит, кинетическая энергия растет, и в итоге повреждения получают и внутренние органы, и кости.
Смертельные травмы можно получить уже на скорости 20 километров в час. При ее увеличении травмоопасность растет в геометрической прогрессии. Если мотоциклист без экипировки наедет на тротуар, столб или врежется в другую машину, он обречен на гибель. Конечно, экипировка помогает, но только выжить. А после ДТП надо еще и встать на ноги, восстановить функции травмированных частей тела. На это уходят месяцы, а нередко человек на всю жизнь остается калекой.
Наибольшее число смертельных повреждений связано с черепно-мозговыми травмами, потому что, когда вас выбросит из седла, вы полетите головой вперед. Повреждения мозга всегда настолько тяжелы, что человек умирает на месте или в машине «скорой помощи».
За черепно-мозговыми травмами по сложности и опасности идут повреждения грудной клетки и живота. Именно здесь располагаются жизненно важные органы – сердце, легкие, печень, селезенка. Также возможны и экстремальные повреждения таза: мотоциклиста в прямом смысле разрывает на две части – таз раскрывается как книга. Мы называем такое повреждение «перелом наездника».
Дальше идут переломы верхних и нижних конечностей. Почти половина повреждений крупных костей – это открытые переломы, когда рвется кожа и кости вылезают наружу. Такая рана моментально инфицируется. Если не оказать моментальную помощь, внутрь попадают куски одежды, грязь и пыль с дороги. Возникает риск развития газовой гангрены, ампутации конечности.
Отдельная история – травмы локтей. От мощного удара локтем кость разлетается на мелкие осколки. Даже если хирург умудрится ее собрать, такое повреждение грозит ограничением или полной неподвижностью сустава».
Родители в ответе
Ну и, наконец, всегда стоит прислушаться к советам психологов. Специалисты сразу напоминают, что в связи с новым законодательством самокаты и самокатчики считаются полноправными участниками дорожного движения. А это значит, что перемещение на скутерах у нас теперь регламентируется по всем правилам дорожного движения. Сегодня стать водителем категории А1 может любой желающий начиная с 16 лет. Сдать экзамены несложно, при этом новичок получит вполне надежные и полезные знания. И, несмотря на это, огромное количество подростков ездит без прав.
Чисто формальные нотации тут неуместны. Наверно, некоторые родители думают, что именно с их ребенком все будет хорошо. Но каким бы смышленым и ответственным ни был подросток, знать правила езды и получить навыки управления транспортным средством от профессионалов все равно необходимо. Что из этого следует? Родители отвечают за знания их детьми правил дорожного движения, тем более что во многих семьях папы и мамы нынче за рулем собственного авто, и эти правила они сами прекрасно знают.
Кстати, чтобы избежать беды, лучше всего прокатиться вместе со своим чадом по знакомым маршрутам своего района и наглядно продемонстрировать ему наиболее опасные участки. Конечно, с комментариями, чтобы в будущем избежать ДТП. Ну а еще, как вариант, можно и нужно подключить вездесущий Интернет, где много полезных роликов. При всем при этом важен момент доверия. Родители должны не просто контролировать, а выстраивать отношения таким образом, чтобы существовала обратная связь с ребенком.
Памятка «МК в Твери»
Водителю мопеда (скутера) запрещается перевозить пассажиров, за исключением случаев, когда перевозка пассажиров предусмотрена конструкцией мопеда.
Водителю мопеда (скутера) запрещается ездить по тротуарам.
Водитель, пассажир мопеда (скутера) обязаны быть в застегнутом мотошлеме.
В светлое время суток на мопеде (скутере) для обозначения движущегося транспортного средства всегда должен быть включен ближний свет фар.
В настоящее время минимальный возраст для управления скутером с 16 лет.