За последние три года в школах Тверской области открыто 276 центров «Точка роста». В 2024 году в Верхневолжье заявлен ввод еще 56 таких площадок. «Точка роста» — это инновационный класс, где сосредоточены лучшие практики дополнительного образования. Эдакая предтеча детского технопарка «Кванториум», массовая, всегда по рукой.
Для их размещения по поручению губернатора Игоря Рудени в школах ремонтируют помещения, кабинеты оснащают учебной мебелью. Надо сказать, областной руководитель с самого вступления в должность постановил прокачивать дополнительное образование, ведь молодежь нужно готовить к участию в новой, «цифровой» экономике.
Закупается также современное компьютерное оборудование, в том числе ноутбуки, 3D-принтеры и цифровые микроскопы. Одним словом, создаются условия, которые позволят детям углубиться в изучение дисциплин востребованного профиля.
Если говорить о последних новосельях, то два современных центра открылись на базе Сорожской школы и средней школы №1 имени академика А.И. Савина Осташковского округа. Три центра заработали в Торжокском районе: в Масловской, Рудниковской и Таложенской средних общеобразовательных школах. «Точки роста» введены также в Малышевской школе Максатихинского округа и Земцовской средней школе Нелидовского округа. Школьники идут в ногу со временем, и это приятно.
Мир новых технологий
В этом номере «МК в Твери» мы решили рассказать об одном из первых центров дополнительного образования, который появился в Верхневолжье. Он находится в одной из старейших школ Торопца под №1. Тут уже могут поделиться опытом, есть с кого брать пример. Хозяйка и руководитель центра Юлия Жаворонкова поделилась:
— Занятия здесь проходят на другом уровне, это не «доска – учитель – ученик». Приходя на занятия в «Точку роста», ребята попадают в увлекательный мир новых технологий. Конструирование, проектирование, моделирование — это проектная деятельность, где ребята учатся исследовательской активности, работать в команде, решать общие вопросы. Именно в такой обстановке возможно проявление творческих способностей.
По мнению руководителя центра, именно подобный формат открывает возможности для любых учеников. Они могут проявить себя в новой среде обучения с помощью новой информации, современных технологий. И переход на новый уровень образования очень интересен как самим ребятам, так и преподавателям.
Юлия Николаевна – живая и непосредственная в общении, поэтому детям должно быть с ней интересно и комфортно. Она считает, что при открытии в любой школе, тем более сельской, такого центра – это огромный плюс для развития образования. Да и сами школьники из их отзывов и разговоров того же мнения. Взять хотя бы уроки технологии по дереву. До появления «Точки роста» они были какими-то приземленными, что ли. А теперь появилась возможность познавать вроде обыденные вещи на более высоком уровне. Даже то же легоконструирование уже в младших классах дает возможность фантазировать, воплощать какие-то свои идеи.
В распоряжении центра два кабинета: проектной деятельности и цифровых и гуманитарных профилей. За три года работы четко определены и направления деятельности: цифровое и гуманитарное. Есть с чем работать. Кабинеты оснащены современным набором ЛЕГО-оборудования, очками виртуальной реальности, квадрокоптерами и продвинутыми по нынешнему времени планшетами.
Трюки «птичек»
Со слов Юлии Николаевны, наибольшей популярностью и спросом у ребят пользуется такое направление, как программирование и запуск квадрокоптеров. Начинали работать с изучения простейших программ, которые есть в свободном доступе на русском языке, а с этого года перешли уже на более сложный уровень, школьники занимаются программированием, в том числе и с использованием алгоритмов. Таким образом, ребята еще с начальной школы параллельно с образовательным процессом получают и дополнительное образование.
Немного подробнее о том, с чего ребята начинают и что имеют на выходе. В распоряжении школьников один большой дрон и три маленьких квадрокоптера, предназначенных для запуска в помещении. Правда, сейчас в связи со сложившейся ситуацией, запретом на полеты в поднебесье все работы и запуски в основном проводятся, так сказать, лабораторно, в помещении. Младшие классы постигают азы, разные мудреные названия, структуру, функции летательного аппарата, а потом производят и первый запуск. Есть специальная программа подъема и спуска, которая для них вполне доступна.
В более старших классах поэтапно идет обучение программированию. Требуется уже подумать, как «птичка» взлетит, действия дрона в воздухе: повороты, развороты и даже трюки. И тут используются программы разных уровней сложности. Кто-то просто нажимает кнопку, а для более смышленых используется алгоритмика, программа составляется из блоков. В итоге происходит запуск сразу трех квадрокоптеров одновременно, что и демонстрирует определенный уровень подготовки школьников.
— В рамках образовательной программы изучение несколько поверхностное, на уроках технологии ребята конструируют и моделируют, а вот на факультативных занятиях «Точки роста» уделяем этой теме более пристальное внимание, — рассказывает педагог.
С цифрой «на ты»
А еще у школьников в почете и популярно такое направление, как 3D-моделирование. Поначалу, как призналась Юлия Николаевна, были проблемы, оборудование дорогостоящее и мудреное, надо было разобраться, как построить образовательный процесс. А сегодня уже и ученики начальных классов достаточно легко осваивают базовые основы. Сначала рисуют, а потом воплощают свои задумки в 3D-модель. Так, например, появились елочные игрушки к Новому году, а потом и памятные значки к Дню Победы.
— После открытия «Точки роста» у детей в разы повысился цифровой уровень знаний и умений, а когда все получается, то есть стимул идти дальше, творить и совершенствоваться, — делится своими наблюдениями Юлия Николаевна. – И сейчас постоянно участвуем в региональных конкурсах. Причем с успехом, занимаем призовые места.
Как объяснила педагог, оборудование все-таки серьезное, поэтому тут не нужна спешка, все происходит поэтапно. После ознакомления в младших классах с аппаратурой она успешно потом применяется и осваивается на уроках математики и информатики и даже иностранных языков. А старшеклассники уже в своей внеурочной деятельности определяются с вполне конкретными проектами и исследовательской деятельностью, а потом их презентуют для всеобщего обозрения.
Третий конек
И вот мы добрались до третьего основного конька, такого направления деятельности в школе, как шахматы. В школе даже есть шахматная гостиная, так называют один из кабинетов «Точки роста». Это направление особо ценно тем, что зародилось оно непосредственно в самой школьной среде, а дал ему толчок и позитивный импульс старшеклассник и бывший воспитанник этой же школы Артем Макушев. Так теперь все и говорят, что в Торопце одна из «точек роста» развития — это шахматы.
Шахматный турнир, организованный по инициативе школьника в 2021 году, превратился в одно из самых ярких спортивных событий в древнейшем городе Тверской области. Сейчас Артем учится в МГУ, он победитель и призер областных и всероссийских турниров и первенств. В 2023-м в Торопце на базе «Точки роста» средней школы № 1 прошел уже III турнир по шахматам «Кубок Гексы», а Артем удаленно с помощью видеонапутствия поддержал участников.
На третий год своей истории соревнования в Торопце собралось рекордное количество участников – 87 юношей и девушек в возрасте от 7 до 18 лет. Расширилась и география. Впервые конкуренцию воспитанникам местных школ составили сверстники из Западной Двины. А на церемонии открытия юных шахматистов приветствовал председатель правления федерации шахмат Тверской области Александр Кузнецов. Турнир прошел на высоком уровне. А Александр Кузнецов констатировал, что запад Тверской области до недавнего времени был оторван от мероприятий региональной федерации шахмат. И вот благодаря «Кубку Гексы» в Торопце появилась «точка роста» развития шахмат. Теперь совместными усилиями предполагается развивать этот турнир, включить его в календарный план мероприятий федерации и сделать межмуниципальным, в перспективе – областным.
Отметим, что шахматы, которые дисциплинируют ум и развивают логическое мышление, удачно сочетаются и с другими направлениями «Точки роста». Руководитель центра Юлия Жаворонкова, в свою очередь, отметила, что Артем успел подготовить себе надежную смену. Школьники, которым он привил вкус и интерес к игре, достойно выступают на спортивных состязаниях до сих пор. Ну а если вспомнить, то и сами занятия, которые он проводил, отличались творческим настроем и взаимопониманием. Разговор шел на равных ученик с учеником, отсюда и эффект, ребята ловили каждое его слово на лету.
Так звезды сошлись
Хотелось бы также сказать несколько слов о результатах и эффективности работы «Точки роста». Они есть, несмотря на небольшой срок существования центра. Так, например, в прошлом году в конце августа на районной учительской конференции школьники показали мастер-класс по запуску квадрокоптеров и использованию виртуального оборудования. Любо-дорого было посмотреть на их мастерство. К тому же к этому времени появилась уже и выставка работ школьников по 3D-моделированию.
Эту выставку недавно пополнил еще один любопытный экспонат. Ребята сделали 3D-макет Красного вала города Торопца, который начал формироваться примерно к XIV веку, когда центр Торопца и укрепления переехали на «особливый» остров, расположенный между двух проток реки Торопы, которая здесь плавно перетекает из Соломенного озера в Заликовское. В то время река была значительно полноводнее и отлично защищала от врагов. В дополнение к естественному рубежу и были возведены высокие бревенчатые стены и башни нового кремля. В период Смутного времени в 1609 году неоднократно отбивали торопчане нападения польских дружин. Городище Красный Вал со всеми его башнями школьники и воссоздали путем моделирования. Вот такой подарок родному городу к его 950-летию.
А на День науки в феврале центр всегда приглашает школьников из Торопецкого района, чтобы продемонстрировать свои навыки и умения. Приобретенный опыт тем и хорош, что им с кем-то можно поделиться. Да что там говорить, и в судьбе самих школяров приобретенные знания в «Точке роста» играют особую роль, помогают определиться в жизни. Так, например, был случай, что один из восьмиклассников стал лауреатом Всероссийского конкурса по аграрной направленности, правда, в финал не попал. Зато, съездив в Санкт-Петербург, он определился с университетом, куда будет поступать. Даже познакомился там с ректором, который оказался родом тоже из Торопца. Кто-то скажет, мол, так звезды сошлись, но на их удачное расположение точно повлияла «Точка роста» из города Торопца.