На примере одной школы
В школах региона только что прозвенел первый звонок для 13 524 первоклассников, а вся армия учащихся — это более 140 тысяч детей. Обилие разных образовательных программ, конкурсов и грантов заставляет поверить, что наша обычная средняя школа сегодня готова вернуть себе прежнюю роль центра общественного притяжения. Правда, для осуществления этой цели от педагогов, безусловно, требуется влюбленность в свое дело.
«Движуха» по интересам
В этой публикации мы хотели бы обратиться к опыту средней школы №34, что в областном центре на Соминке. Незаслуженно забытое динамичное слово «передовик» можно отнести к этой школе, которая регулярно выступает пилотной площадкой для региональных, федеральных и собственных творческих проектов.
— Школа должна дать возможность определиться со сферой своих интересов и с будущей профессией, — объясняет подход директор школы Вера Панкова. – Главное, дать ребятам доступный практический опыт. У нас есть спортивный клуб «Соминка, 65», клуб юных дипломатов, Георгиевский отряд, Дружина сестер милосердия имени Екатерины Бакуниной, Кадетский корпус МВД. И это все в одном учебном заведении, то есть ребятам не приходится разъезжать по городу, чтобы участвовать в общественно полезной и развивающей «движухе».
В школе почти 1900 детей. Если к ним прибавить педагогов и технический персонал, получится почти мини- городок в отдельно взятом микрорайоне.
В 2020 году школа №34 стала одной из площадок регионального отделения общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых». В школе было создано первичное отделение молодежной организации. Буквально на днях были объявлены долгожданные результаты федерального конкурса первичных отделений. По итогам конкурса школьная команда получила приз в размере 200 000 рублей. Полученную награду победители теперь смогут направить на создание школьного пространства "Движения первых", проведение мероприятий и проектов, на оснащение медиастудий. Что примечательно, почти по всем направлениям внеклассной деятельности можно найти грантовую поддержку или различные программы. Тверские школы получали федеральные гранты на оборудование тематических аудиторий, оборудовали скалодромы и медиаклассы по региональной программе поддержки школьных инициатив и многое другое. Так что главный фактор здесь — это активность директора и педагогов в развитии дополнительных направлений.
– Мы пошли по пути тематических классов, ученики выбирают какое-то одно направление и участвуют в реальных делах, работая на результат, — продолжает Вера Панкова. — Например, здоровый образ жизни или дипломатия.
Кстати, клуб юных дипломатов, может, для кого-то и в диковинку, но только не здесь. Хотя их пока всего-то четыре в регионе. Ребята стараются понять историю взаимоотношений между странами, следят за международной обстановкой. Съездили даже в гости в министерство иностранных дел.
На позитиве
С ноября 2023 года школа стала инвестиционной площадкой Академии образования РФ. Есть официальный сертификат. И тема выбрана – «Проектирование социальных практик и создание позитивной школьной среды».
Ребенку в школе всегда должно быть комфортно, а любая проблема решаема, в том числе и созданием позитивной среды. Многим управленческим кабинетам стоило взять пример с вертикали власти обычной тверской школы, где в кабинете директора вручают грамоту, школьники-юнкоры берут интервью у педагогического состава, проводят дни школьного самоуправления.
Кадеты, сестры милосердия, юные дипломаты… Все, конечно, появилось не сразу. Надо было педагогов и родителей убедить, ребят увлечь. Иначе никак.
— Почему мы делаем акцент на внеурочной деятельности и патриотическом воспитании? – рассуждает директор. – Школьная жизнь запоминается событиями, западающими в душу ребенка. И тут важны достойные примеры, которые вызовут эмоциональный отклик. Если не мы, то это сделает кто-нибудь другой, и не факт, что это пойдет на пользу.
Взять хотя бы проект, связанный с именем Екатерины Бакуниной – одной из великих женщин XIX века. Сегодня имя Екатерины Бакуниной чтут в Твери. Десять лет в городе действует ее музей. Экспозиции в ее честь стали открывать и в школах. В школе №34 открылась аудитория милосердия, созданная Фондом имени Екатерины Бакуниной совместно с отделом культуры Тверской епархии при поддержке правительства региона.
Тяга к милосердию жива в любые времена. Иначе не рождались бы девичьи отряды милосердия и аудитории милосердия. Открытие их воспитывает у молодежи сострадание к ближнему, помогает в постижении основ оказания первой медицинской помощи. Есть уже и те, кто, пройдя школу милосердия в дружине, поступил в медицинские учебные заведения. Пришло время возрождать это понятие, возвращать милосердие в обыденную жизнь.
— Доказано наукой, что у человека есть потребность помогать, что помощь ближнему делает его счастливее. Это даже не образ жизни, а часть нашей культуры, – считает Вера Панкова, для которой работа на посту директора школы тоже стала в чем-то сродни длительному научному исследованию.
И ведь жизнь не стоит на месте. Новые идеи, проекты рождаются постоянно. Так, например, после весенней поездки в образовательный центр «Машук» в Пятигорске Вера Петровна зажглась идеей возрождения школьных походов и туризма. В школе официально зарегистрирован поисковый отряд, и уже прошли первые экспедиции. Со снаряжением помогли спонсоры, родители подтянулись, задумка сплотила всех.
Если же сами ребята зажглись каким-то проектом, то он обречен на успех. Так, например, с прошлого года в школах введено профобучение. У старшеклассников появилась возможность не только обучиться какой-то профессии, но и пройти практику здесь же в школе, например, работая вожатыми в летнем пришкольном лагере. Учитывая, что разница возраста с подопечными была не так велика, все мероприятия стали, как никогда, живыми и интересными. Все проходило под эгидой «Движения первых».
Что на новенькое?
С нового учебного года в школьную программу внесены существенные изменения. Так, например, появился новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Предполагается, что его преподавателями во многих школах станут участники СВО, ветераны боевых действий. В 34-й школе новый предмет будет вести куратор кадетского корпуса Анна Протасова. Сейчас она в столице в связи с этим направлением. На нашем сайте tver.mk.ru есть отличное видео, как Анна собирает автомат Калашникова, которое мы записали прошлой весной, когда стало известно о введении нового школьного предмета.
Еще одним новым из обязательных предметов станет труд, продолжится развитие системы раннего выбора первой профессии. Впрочем, новым его не назовешь, раньше он назывался «технология». Вместе с названием поменялась и программа.
— С пятого по седьмой класс мы оставляем деление на мальчиков и девочек, так как у нас сохранилась швейная мастерская и столярка, — пояснила Вера Петровна. – А вот восьмые и девятые классы, где уже изучается робототехника, моделирование, будут делиться по профориентационному признаку.
И это не все. Еще один новый предмет, который будет изучаться в школе, – «Нравственные основы семейной жизни». Вести его будет филолог. Для тверских старшеклассников выпущен специальный учебник, который называется «Семейная жизнь».
Кроме того, в школе четыре профориентационных специализированных десятых класса. Школьникам в этом возрасте предлагают определиться и отдать предпочтение той или иной профессии. Так, например, у психолого-педагогического класса — гуманитарная направленность. В медицинском классе сделан предметный акцент на химию, этого требует будущая специальность. А физико-математический класс будет держать тесную связь с ТГТУ. Да, мы же сказали, что четыре десятых класса. В этом году впервые создан инженерный класс.
— Это целевое обучение кадров для тверского подшипникового завода, где нужны специалисты, владеющие программным управлением. И ребята уже побывали на предприятии, нацелены на определенную специальность, а завод заинтересован в том, чтобы выпускник пришел к ним работать, — объяснила директор.
Одним словом, в школе на Соминке каждый занят делом и уже со школьной скамьи понимает, что такое созидательный труд. Для начала ученикам предоставляют возможность разобраться в самих себе, что им по-настоящему интересно, а потом уже и выбрать профессию по душе. Отметим, что в прошлом году Вера Панкова стала победителем регионального этапа всероссийского профессионального конкурса «Директор года России». Во многом решение жюри определил профориентационный подход школы, ведь это мощный федеральный и региональный тренд. В Тверской области по инициативе губернатора Игоря Рудени созданы учебно-производственные кластеры, вновь внедряется шефство предприятий над школами и колледжами. Логично, что те учебные заведения, которые помогают претворять в жизнь государственную политику в сфере образования, должны получать всяческую поддержку.
Эстафета патриотов
Ну и, наконец, нельзя не отметить, что патриотическое воспитание в школе считают одним из главных направлений деятельности. А патриотизм не появится сам по себе, его надо воспитывать.
Любовь к малой родине рождается в стенах конкретной школы, класса. И тут все зависит от инициативы руководства и учителей, родителей на местах, чтобы не подходили к этой трепетной теме по-казенному, формально. Вера Петровна сделала акцент на том, что в школе есть свой музей боевой славы Военно-морского флота им. В.А. Тихонова. Именно Василий Антонович, отважный моряк-подводник и капитан третьего ранга, заложил основу богатой композиции экспонатов. Он работал военруком в школе, а в свое время служил на легендарной подводной лодке «Челябинский комсомолец». В музее экскурсии и уроки мужества проводят сами школьники.
А еще в школе особо трепетное отношение к легкоатлетической эстафете, посвященной 9 Мая. Переходящий кубок уже семь лет гостит в кабинете директора. В эстафете участвуют по десять мальчиков и девочек. Отбор в команду строг, отбирают только лучших. Если не попадают, то порой до слез доходит, настолько статусно поучаствовать. Ну а о кадетском классе, вообще, отдельный разговор, сюда поступают юные граждане с активной жизненной позицией.
— Дети у нас хорошие, патриоты своей семьи и страны. А если получаем проблему, то это мы, взрослые, где-то недосмотрели, надо быть более внимательными, — считает Вера Петровна. – Другое дело, что сейчас время развитых технологий и объем информации просто зашкаливает. Вот на педсовете я прошу телефоны убрать, так учителя их под тетрадку раньше прятали. Что же говорить о детях. Им обязательно нужно помочь организовать и ценить свое время, которое в нашей школе есть на что с пользой потратить.