Почти три года назад на итоговой пресс-конференции главы региона из уст вышневолоцкого юнкора Марии Козляковой прозвучало предложение внедрить на территории Верхневолжья проект, схожий с программой поддержки местных инициатив, только чтобы авторами идей для реализации выступали школьники. Эта мысль сразу была по достоинству оценена и нашла поддержку у губернатора Игоря Рудени. Да и российский президент в Послании Федеральному Собранию указывал, что готовность брать на себя ответственность за свою страну, за себя и за близких людей закладывается с детских лет, в семье, в школе.
Проект, который учит быть хозяином
Проект в итоге так и назвали – программа поддержки школьных инициатив. И, как показало время, выстрел был не холостым – ППШИ вызывает у ребят Верхневолжья растущий с каждым годом интерес. Так, в 2024-м заявлено к исполнению 83 проекта, что на 26 больше, чем годом ранее.
Определено, что школьные инициативы могут быть направлены на усовершенствование школьного пространства и улучшение образовательного процесса. Критериями отбора проектов были обозначены их инновационность и уникальность, актуальность и социальная значимость, проработанность, качество презентационных материалов, информационное освещение, а также соответствие проекта стратегическим направлениям развития образования в регионе.
Игорь Руденя выступает за раннюю социализацию подростков, понимая, что чем раньше дети познакомятся с правилами взрослой жизни, тем легче в положенное время пройдет их адаптация к ней. Доказательством тому служит хотя бы губернаторская инициатива касательно летней трудовой практики подростков с прицелом на их дальнейшую профориентацию. В этом же ряду стоит и вовлечение ребят в совершенствование своей образовательной среды. Ведь цель ППШИ – не только реализация важных проектов, но и формирование у подрастающего поколения со школьной скамьи активной гражданской позиции, развитие значимых для жизни компетенций и навыков. По мнению главы региона, главная задача программы поддержки школьных инициатив состоит в том, чтобы вовлечь школьников в решение актуальных вопросов общеобразовательных учреждений, где они учатся. Благодаря подобной практике ученики могут принимать непосредственное участие в преобразовании учебного пространства, причем по разным направлениям.
– Важно, что сами ребята активно участвуют в процессе. Ведь, когда что-то делаешь своими руками, к этому относишься по-другому. Благоустраивая школу, они относятся к ней по-хозяйски, – считает областной руководитель.
Есть куда посадить и где рассадить
Так сложилось, что в Алексейковской школе Лесного округа долгое время отсутствовал актовый зал, и школьные собрания наряду с другими мероприятиями приходилось проводить в неприспособленных помещениях. Этот фактор и предопределил победу проекта актового зала-трансформера, предложенного учениками 10-го класса. От задумки до полного воплощения проекта прошло почти шесть месяцев, в итоге из простого школьного холла получился актовый зал, да еще и с зоной отдыха на переменках. Здесь появились нарядная одежда сцены, мягкие диванчики и пуфы, новая музыкальная аппаратура.
А в Радченской средней школе, которая дружит с отраслью АПК, при помощи ППШИ ученики и педагоги обустроили на пришкольном участке новые теплицы взамен старых для проведения научной и исследовательской работы. Сначала дети совместно с учителями создали экономически эффективный проект по закупке, установке и дальнейшему применению теплиц, тщательно продумали детали формы теплиц, место их установки. В итоге на пришкольном участке были установлены две современные теплицы. Они имеют каплевидную форму, чтобы на них не скапливался снег, оборудованы автоматизированными форточками для проветривания, автоматическим поливом.
В нелидовской школе №4 в этом году заменили однообразно расставленные парты на модульную мебель – столы и стулья, которые можно поставить так, чтобы всем было комфортно обсуждать различные идеи. Получилось пространство ученического самоуправления для коммуникации детей и педагогов, а также зона отдыха.
— Наши дети вышли с инициативой создать новую инфраструктуру для совместного обсуждения школьных событий, мероприятий, а также времяпрепровождения. Мы посмотрели проекты, которые можно сделать на территории, и удачно вошли в программу, – рассказала директор школы №4 Елена Подрезова.
Помимо того, среди уже воплощенных в жизнь инициатив учащихся – проект «Инновации и творчество в мире медиа» в краснохолмской школе №1, экспозиция «Культура и быт русского народа» в школе №19 Вышнего Волочка, оснащение театрального кружка в Холмецкой школе Оленинского округа и многие другие.
В нынешнем году наибольшее число проектов – девять – реализуется в Твери. Активное участие в жизни своих школ принимают и ребята из Калининского округа, предложившие 7 проектов. А ребята из Лихославльского округа представили 6 идей по улучшению своей школьной инфраструктуры.
Программа расширяет географию
В общей сложности с начала претворения в жизнь программы поддержки школьных инициатив в общеобразовательных учреждениях Тверской области реализовано 100 проектов. ППШИ была запущена в Тверской области в 2021 году после обращения на итоговой пресс-конференции юнкора газеты «Вышневолоцкая правда» Марии Козляковой к губернатору Игорю Рудене.
Вышневолоцкий городской округ и стал первой территорией Верхневолжья, где была апробирована программа. Вначале идеи ребят по обустройству образовательных учреждений и пришкольных территорий были реализованы в гимназии №2, школе в поселке Горняк и школе №19.
Созидательная инициатива с каждым годом расширяет свою географию. В 2022 году в программу поддержки школьных инициатив вошло уже 24 округа Тверской области, в которых было реализовано 40 идей школьников. А в 2023 году в Тверской области было исполнено 57 проектов программы поддержки школьных инициатив, охвативших уже 40 муниципалитетов региона.
Программа поддержки школьных инициатив дает возможность воплощать в жизнь начинания по благоустройству школьных пространств, которые выбирают сами ученики. ППШИ нацелена на формирование у подрастающего поколения с ученической скамьи активной гражданской позиции. При региональной поддержке в школах обустраивают пространства для творчества и обучения, отдыха, спорта и социализации.
— Любите свою территорию, и все встанет на свои места, – наставлял в 2021 году местных начальников Игорь Руденя. Именно этому, по сути, учит и сегодняшняя программа поддержки школьных инициатив.