Династия тверских учителей Иллюминарских служит просвещению еще с царских времен

Династия тверских учителей Иллюминарских служит просвещению еще с царских времен Новости Твери

Сотни лет в педагогике

5 октября в нашей стране учителей поздравляют с профессиональным праздником. Сегодня, когда школа возвращает себе воспитательную функцию, больше не ограничиваясь усеченной версией в виде «образовательной услуги», труд педагогов требует от общества особенного уважения и внимания.

Заслуженный учитель России Анна Евгеньевна Иллюминарская преподает русский язык и литературу в тверской гимназии №10. Наш разговор состоялся в конце рабочего дня, когда здание школы уже стало затихать. Сегодня старшеклассники соприкоснулись с творчеством Александра Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет» писатель посвятил великому чувству любви – это редкий дар, доступный далеко не каждому. Именно поэтому так важно сберечь озарившее тебя чувство. Мягко говоря, непростая тема для урока.

Классный контакт

Анна Евгеньевна все еще живет уроком, поэтому сразу замечает, что научить любить, конечно, нельзя. Такой цели просто и не ставится.

— Дело в том, что на произведениях великих классиков мы пытаемся воспитать душу, — размышляет учительница. – Возможно, что это звучит несколько высокопарно, но, обращаясь к тому или иному литературному герою, важно подтолкнуть ученика задуматься о прочитанном. И образы персонажей тогда хранятся в душе. В какой-то момент в той или иной жизненной ситуации все это потом всплывает, и человек поступает правильно и по совести, так, как надо. Мне так кажется.

Во время разговора Анна Евгеньевна еще не раз повторит фразу «мне так кажется». Именно подобная манера общения позволяет понять, что собеседник не пытается навязать собственное мнение, а просто делится им. Это особенно важно, когда речь идет об учениках. Бывает ведь, чего греха таить, и другая манера, когда педагог всем своим видом заявляет — я сказал, значит, так и есть. Во взрослой жизни так же — невольно замыкаешься, когда чувствуешь, что обратная связь невозможна, тогда смыслы и оттенки чувств не проникают в душу. Безусловно, литература требует особой деликатности.

— Мой предмет всегда предлагает какую-то проблему для обсуждения, а чтобы образовалась целостная картина, необходимо сопоставить калейдоскоп мнений, — говорит Анна Евгеньевна. – Сегодня ребята целый урок рассказывали про любовь, конечно, в их, еще юном восприятии. Это их зацепило. Сама тема, вопросы, на которые требовалось самим найти ответ. Дело даже не в самих ответах, а в процессе их поиска, в той внутренней работе, которую проделывает молодой ум. Именно при таком подходе класс идет на контакт, хочет и будет работать.

Свет знаний

Говоря о человеке, добившемся в своей профессии настоящего мастерства, нельзя не упомянуть и о преемственности учительской династии Иллюминарских. Из уст в уста, например, в семье передают легенду, по которой род берет свое начало еще пять веков тому назад, из времен Ивана III.

Далекий предок по фамилии Черненко сделал важное открытие в области древнего русского языка. А Иван III, будучи образованным человеком, оценил это открытие и сказал: «Теперь ты будешь не Черненко, а Иллюминарский, то есть проливающий свет истины». И даровал ему боярское достоинство, вручив соответствующую грамоту, которая много лет хранилась в семье. В 1930 году она была уничтожена, чтобы скрыть благородное происхождение, тем самым сохранив жизнь членам семьи.

А в дореволюционной Твери всем была известна семья Иллюминарских-Фаворских, несколько поколений которой трудились на ниве просвещения. Есть документы, которые сохранились благодаря Антонине Всеволодовне Иллюминарской, чей отец, тверской дворянин Всеволод Васильевич Иллюминарский, преподавал русский язык в Тверской Мариинской женской гимназии. Он-то и стал основателем уникальной династии учителей.

Анна Евгеньевна Иллюминарская – племянница той самой Антонины Иллюминарской. Так что ниточка не прервалась. Пожелтевшие снимки из прошлого – это теперь семейный архив, который бережно хранится. В Тверском областном музее даже выставка проходила «На обломках сословной Атлантиды», среди экспонатов которой оказались фотографии и документы семьи Иллюминарских-Фаворских.

Стихами нужно дышать

В наши дни оценку работы учителя традиционно дают на открытом уроке, на котором присутствуют коллеги. Побывать на уроке Иллюминарской тверские педагоги считают за честь. Причем не только словесники. Приведем пример. Как-то Анна Евгеньевна давала открытый урок о творческом и жизненном пути Александра Блока. Это было нечто сродни исполнению гармоничного музыкального произведения. Слушали все, затаив дыхание до последнего слова, а когда прозвучал звонок, то весь класс зааплодировал. И присутствовавшие тогда на уроке коллеги отказались от традиционной методической разборки полетов. Ведь высшая оценка учителю уже выставлена детьми, добавить было просто нечего.

Многие выпускники Анны Евгеньевны стали ее последователями. Преподают в Москве, Твери и других городах нашей страны. Так, например, один из учеников, Сергей Волков, стал известным московским педагогом и посвятил одному из уроков любимой учительницы статью в журнале «Литература». Это такой двухчасовой урок-обобщение по трем направлениям в поэзии: символизму, акмеизму и футуризму. Встраивания поэтических направлений начала XX века в контекст не только предшествующей, но и последующей поэзии, а также соотнесения их с живописью. Короче, все крайне любопытно и познавательно.

Важно также и мнение бывшего ученика, а ныне столичного педагога в целом об уроках Иллюминарской. Так и хочется сказать, что это искреннее восхищение ее творчеством. Ведь запомнившийся на всю жизнь урок – это и есть плод творчества талантливого человека.

«После таких уроков остается ощущение того, что поэтический язык – самый естественный, прирожденный людям, что не пользуются им широко только по недоразумению, что стихи – это воздух, которым нужно дышать всегда, дышать, чтобы жить. Именно поэтому на уроки Анны Евгеньевны часто приходят даже учителя, ведущие другие предметы, приходят, чтобы хоть ненадолго соприкоснуться с прекрасным. А об учителях-словесниках и говорить нечего: мы бывали на открытых уроках, где количество гостей существенно превышало количество учеников. И всех присутствующих на уроке – от обыкновенного троечника до маститого школьного директора или чиновника из высоких образовательных сфер – Анна Евгеньевна обязательно делает его участниками».

Вот так! Побывав на одном из таких поэтических уроков, начинает работать не просто воображение, а сама душа.

Растормошить ленивую душу

Не так давно еще один ученик Иллюминарской удивил Верхневолжье, а имя его прогремело на всю страну. Выпускник 10-й гимназии выложился на все сто, вернее, триста баллов по результатам Единого госэкзамена в 2022 году. Причем Олег Малышев добился максимального результата без всяких там репетиторов, а только благодаря собственному усердию и труду. Больше такого успеха в Тверской области не удалось добиться никому!

Как рассказал сам Олег, особого секрета в подготовке к экзаменам у него не было, потребовалось лишь умение планировать и распределять время. Ну и, конечно, любовь к литературе и немецкому языку – их он и сдавал на ЕГЭ. А привили эту любовь учителя. 300 баллов по профильным предметам открывали широкие возможности и двери многих престижных столичных вузов, но парень выбрал именно Тверской государственный университет. С его слов, при желании человек может добиться любых высот в любом месте, в том числе и в родной Твери.

Тогда поразило, что даже на каникулах Олег не расставался с книгой. Хотя вот она, прекрасная возможность перед вузом отдохнуть от учебы и новой порции знаний. А он читал «Отверженных» Виктора Гюго, а также произведения Джона Стейнбека и Томаса Манна в оригинале.

Анна Евгеньевна по-доброму улыбается, вспоминая своего ученика:

— Олег сам по себе человек очень интересный, — рассказывает учительница. – Он поставил перед собой цель и стал интересоваться всем, что могло его приблизить к ней. Поэтому такие прочные и обширные знания продемонстрировал на экзамене по литературе.

Впрочем, с таким опытом, как у Иллюминарской, похоже, можно увлечь на уроке любого ученика. Слышал даже как-то, что ей любопытно растормошить ленивую душу нерадивого школьника, который со скепсисом относится к изучению классической литературы. И ей это, как правило, удается. Наивно интересуюсь у педагога, мол, в чем секрет ее мастерства и что бы она посоветовала молодому учителю, впервые распахнувшему двери в класс.

— Все происходит индивидуально, а авторитет на чужом опыте точно не заработаешь, — говорит педагог. – К примеру я в любой момент на уроке могу заговорить стихами, проводя аналогию изучаемого материала с поэтическим текстом. И это всегда работает, помогает привлечь внимание ребят. Мне кажется, что молодому учителю важно прислушаться и услышать каждого за партой. И с уважением отнестись к каждому, как к личности. Нужно помнить и простую истину — ничто так не впечатляет человека, как чужие знания. Педагог, умеющий правильно донести свои знания до учеников, всегда будет востребован, его будут внимательно слушать. Еще важный момент – можно стать добрым другом для ученика, но всегда нужно оставаться на ступеньку выше и держать дистанцию.

Героев никто не отменял

В разговоре с педагогом автор этих строк упомянул конец восьмидесятых, когда сам приехал преподавать в село Медное по распределению. Из мужчин в школе только физрук да учитель музыки, из оборудования в кабинете лишь мел и доска, а еще несколько портретов классиков на стене. А встретила меня тогда с распростертыми объятиями директор школы, добрейшей души женщина плюс ко всему еще и орденоносец.

— Многое изменилось с того времени, — соглашается Анна Евгеньевна. – Технического оснащения сейчас много всякого, но оно ведь не панацея. Школа – это тот организм, который подстраивается под то или иное время, эпоху. Неизменными остаются только дети, которых так или иначе, но надо учить и воспитывать.

Впрочем, школьники в своем роде стали своеобразными заложниками времени. Мировая глобальная паутина Интернета разучила многих не только говорить, но и думать.

— Сдача государственного экзамена в виде ЕГЭ этому только способствует, — вздохнула Иллюминарская. – Я изначально была против нововведения. Это некое упрощение, примитивная оценка знаний, при которой даже двоечника можно натаскать так, что он сдаст тест, а потом поступит в вуз. Не случайно ведь в МГУ для абитуриента проводят внутренние экзамены. Выставляют этакий барьер, чтобы понять, что из себя на самом деле ребенок представляет. ЕГЭ элементарно не доверяют.

Ну а герои? Где же искать современных героев школьникам, с которых бы им хотелось брать пример. С экранов телевизоров все чаще звучит полемика на эту тему.

— Ну, изучение произведений классиков русской и советской литературы еще никто не отменял, чем мы и занимаемся на уроках, — как бы подводит итог всему сказанному Анна Евгеньевна. – От того, нужные ли им книги прочтут ученики в школе, действительно, зависит многое для их будущего. Вспомните строки Владимира Высоцкого из стихотворения «Баллада о борьбе»:

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почем, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Добавить комментарий